Философ Фукуяма: Китай и Россия – не настоящие друзья. Китайцы претендуют на часть российской территории G

Фрэнсис Фукуяма: У России есть много слабых мест, перелом может случиться, если появится ослабление в центре. Регионы России будут двигаться в разных направлениях и сталкиваться с серьезными внешними вызовами
Фото предоставлено Фондом Виктора Пинчука. Фотограф: Сергей Иллин

Может ли Российская Федерация рухнуть так же быстро, как Советский Союз, сможет ли путинизм пережить Владимира Путина, удастся ли Вооруженным силам Украины прорвать оборону оккупационных войск на юге и почему переизбрание Дональда Трампа на пост президента США станет катастрофой для всего мира. Об этом в интервью основателю издания "ГОРДОН" Дмитрию Гордону рассказал американский философ, политолог, писатель, профессор Стэнфордского университета Фрэнсис Фукуяма. "ГОРДОН" публикует текстовую версию интервью.

Кажущиеся могущественными государства на самом деле очень хрупкие. У России много слабых мест

– Господин Фукуяма, вы много говорили о конце истории. Конец истории близок?

– Для начала необходимо понимать смысл концепции конца истории. Что я имел в виду под историей? Это общая эволюция человеческой цивилизации. Есть ли прогресс по мере перехода от одной формы общества к другой. Вопрос конца истории не в прекращении существования, а в том, какова наша цель, куда мы движемся. И я до сих пор верю, что мы идем в направлении либеральной демократии.

– Я хорошо помню, как развалился Советский Союз, – в один день. И никто из западных советологов, в частности американских, даже подумать об этом не мог. Вы понимали, что Советский Союз распадется, тем более так быстро?

– Я, конечно, не ожидал, что все произойдет так быстро и внезапно. Но я чувствовал, что коммунизм умер. Помню, в 1988 году Горбачев выступил с заявлением, что коммунизм – это соревнование. И я подумал: "Если он так говорит, коммунизм не останется в живых".

– Россия может так, в один день, распасться?

– Кажущиеся могущественными государства на самом деле очень хрупкие. У России есть много слабых мест, перелом может случиться, если появится ослабление в центре. Регионы России будут двигаться в разных направлениях и сталкиваться с серьезными внешними вызовами. Китай и Россия – не настоящие друзья. Китайцы все-таки претендуют на часть российской территории. И все это может случиться в какой-то момент в будущем. В случае дискредитации центра российской власти. И этот процесс уже, похоже, пошел.

Фото: Алеся Бацман / Gordonua.com

– Возвращаясь к концу истории. История Путина близка к концу?

– Опасно рассуждать о любых краткосрочных событиях в России. Нельзя наверняка предположить и рассчитывать на крах Путина в ближайшее время. Но я думаю, что его система управления крайне слаба. Он подорвал свою власть. И поэтому я не ожидаю, что путинизм выживет. И уж точно не переживет смерть самого Путина.

– Вы не только большой ученый, на которого ориентируется весь мир, но и большой пророк. Чем и когда закончится война Украины с Россией?

– Я не провидец и не футуролог. Вряд ли эти специальности существуют. Однако я считаю, что Украина может прорваться сквозь оборону России в южной части Украины. Это очень важно и произойдет скорее раньше, чем позже. Как только это произойдет, и особенно когда Крым будет либо освобожден, либо взят в окружение, что сделает дальнейшее российское присутствие там нежизнеспособным, в таком случае, думаю, вам откроется путь к политическому урегулированию.

Переизбрание Трампа станет катастрофой для Украины, катастрофой для США, катастрофой для демократий во всем мире

– Говоря о пророчестве, кто станет следующим президентом Соединенных Штатов? Байден, Трамп или, может, Мишель Обама?

– К сожалению, с Дональдом Трампом еще не покончено. И я думаю, что существует реальная вероятность того, что его переизберут в следующем году. Если это произойдет, это станет катастрофой. Это будет катастрофой для Украины, катастрофой для США, катастрофой для демократий во всем мире. Поэтому как американец я прилагаю много усилий и делаю все возможное, чтобы он не был переизбран. Вряд ли Мишель Обама будет баллотироваться в президенты. Есть много других демократов, которые потенциально могут стать преемниками Джо Байдена. Проблема в том, что у нас нет одного человека, у которого были бы лучшие шансы, чем у остальных. И это одна из причин, почему президент Байден не хочет уйти в отставку и уступить кандидатуру какому-то другому, более молодому демократу. Я также не думаю, что Камала Харрис пойдет в президенты.

– XXI век на дворе, человечество накопило огромный опыт выживания и войн. И все равно мир сотрясают войны, жесточайшие по своей сути. Когда-нибудь люди угомонятся? Когда-нибудь наступит мир, покой и всеобщее процветание?

– Мне кажется, мы добились исторического прогресса в том, что научились строить институты для реагирования на эти ужасные конфликты. Таким образом Европейский союз появился после Второй мировой войны, он действительно изменил ситуацию в Европе в лучшую сторону. Поэтому сегодня невозможно представить себе войну между Францией и Германией. Я верю, что со временем мы учимся. Этот процесс очень медленный и никогда не проходит по прямой линии. У нас бывают взлеты и падения. Но мы строим надежные организации.

Фото: Алеся Бацман / Gordonua.com

– Много знаний рождают много печали. Через вашу голову и сердце прошло много знаний, накопленных человечеством. Печали у вас много?

– В мире продолжают существовать ужасные вещи, до которых обычным людям просто нет дела. Они думают, что это случается где-то в далеких странах и не коснется их напрямую. Поэтому чувствуют, что могут игнорировать происходящее. Мы реагируем на многие из конфликтов в Африке именно таким образом – это слишком далеко от нас. Но мы должны напоминать себе постоянно о том, что мы все – люди, у нас есть права. И нам следует обращать внимание на любое место в мире, где нарушения прав человека носят массовый характер. Именно этому я посвятил почти всю свою карьеру.

– Мистер Фукуяма, я благодарен вам за интервью. И напоследок сформулируйте, пожалуйста, формулу счастья отдельно взятого человека и человечества в целом.

– Люди процветают, если уважается их человеческое базовое достоинство. Есть несколько уровней. Правительство должно уважать человека с точки зрения защиты его прав. Общество должно уважать человека и относиться к нему как к равному. Как только это происходит, то создается основа для самоуважения. И именно это в конечном итоге позволяет людям добиваться чего-то в мире. Когда все это сложить, появляется фундамент для благополучной, процветающей жизни.