Помпео: Очевидно, что ФСБ облажалась
Как мир может ослабить Россию и каким образом Запад "поощрил" нелегитимного президента РФ Владимира Путина к нападению на Украину; могут ли иностранные пилоты-ветераны наносить удары по целям в РФ при помощи американских F-16 и в чем облажалось ФСБ РФ; в чем главный провал администрации президента США Джо Байдена и может ли Украина победить Россию военным путем. Об этом в интервью основателю издания "ГОРДОН" Дмитрию Гордону на полях саммита YES, организованного фондом Виктора Пинчука, рассказал бывший госсекретарь США, экс-директор ЦРУ Майк Помпео. "ГОРДОН" публикует текстовую версию интервью.
Запад поощрил Путина, когда показал ему, что поддержка Украины задерживается и просачивается по крохам. Это придало ему смелости продолжить конфликт
– Господин Помпео, прежде всего я хотел бы поблагодарить вас и в вашем лице американский народ за поддержку Украины. Мы часто слышим от иностранных партнеров: мы хотим, чтобы Украина не проиграла; мы хотим, чтобы Россия не победила. Когда мы услышим: мы хотим, чтобы Украина победила, чтобы Россия проиграла?
– Крайне важно показать всему миру, что российская агрессия и терроризм против Украины приведет к ослаблению самой России. Называйте это как хотите, хоть поражением в войне. Но весь мир должен увидеть, что такая агрессия будет пресекаться и наказываться. А люди, совершившие эту агрессию, впоследствии окажутся в угнетенном положении. Это абсолютная необходимость. Я слышал это от разных людей. Эту идею не скрывают. Об этом заявляли украинские власти. За последний месяц об этом говорили многие. Весь мир в ожидании реакции: если подобную агрессию поощрять, ее станет только больше. Если мы будем придерживаться общего подхода по отношению к России, который в результате приведет к ослаблению России, то в будущем станет меньше агрессии.
– Я часто думаю: как, казалось бы, просто, чтобы частная военная компания наняла пилотов-пенсионеров, которые летали на F-16, чтобы они сели на 200–300 самолетов, разбомбили военные цели на территории России – и на этом войне конец. Это возможно в принципе?
– Этому препятствует то, что президент Байден продемонстрировал всему миру, что он настолько боится эскалации, что не был готов дать Украине инструменты, в которых она так нуждалась. Я не хочу здесь заниматься политикой, но очень жаль, что США и Европа были настолько медлительны с помощью Украине и делали это в ограниченной форме. Это осложнило ситуацию не только в военном, но и в политическом отношении. Запад поощрил Владимира Путина, когда показал ему, что поддержка Украины задерживается и просачивается по крохам. Путин получил зеленый свет. Это придало ему смелости продолжить конфликт.
Я не могу представить, чтобы сценарий, который вы описали в своем вопросе, был осуществлен администрацией Байдена. Два с половиной года войны показали, что они не способны на такой шаг. И на сегодняшний момент я не уверен, что это будет правильным ходом. Но суть в том, что президент Зеленский и его команда должны донести до всего мира, что именно необходимо, чтобы иметь возможность оказывать надлежащее политическое воздействие, чтобы добиться того результата, который станет победой для Украины и всего народа.
– Вы были в свое время директором ЦРУ. Кто сейчас лучше выглядит в противостоянии спецслужб: ЦРУ или ФСБ?
– Очевидно, что ФСБ облажалась. Она сказала Путину, что он может начать вторжение и сесть за стол Зеленского. Это было ошибкой. ЦРУ же, наоборот, если я правильно понимаю из открытых источников, у меня нет доступа к разведке, еще в сентябре 2021-го в частных разговорах дало понять всему миру, что нападение неминуемо, что русские начнут вторжение, что это никакие не учения. Это не финт, они на самом деле готовятся. Так что счет 1-0 в пользу ЦРУ. Американская разведка размазала ФСБ. Но вот что самое печальное. ЦРУ все это знало, у нас была информация, но мы ничего не сделали. Мы не предприняли ничего, что заставило бы Путина сменить свой курс. Мы тусовались на вечеринках в Брюсселе вместо того, чтобы забить тревогу и сказать: "Это серьезно, они войдут в Украину". Мы не проделали никакой подготовительной работы. Не с целью победить их или оттолкнуть назад, с чем удачно справилась Украина. Но мы обязаны были сдержать их и убедить Путина передумать. У разведки были месяцы, чтобы все подготовить. Но это работа политиков, а не разведки. Администрация Байдена и, откровенно говоря, европейцы высмеяли нас. Они сказали, что это все не правда, а сидели сложа руки. А Путин продолжил свой путь. И вот вы видите, к чему мы пришли.
Победить Россию военным путем – это сверхзадача. Но вы объединяете все инструменты и силы, которые Запад может дать, чтобы использовать против России
– Мы видим, что Путин нагло себя ведет по отношению не только к Украине, но и к НАТО, и к объединенному Западу. Может ли объединенный Запад так дать ему по морде, чтобы от него не осталось мокрого места?
– Главным провалом последних двух с половиной лет стал тот факт, что рост российского ВВП превышает рост американского. Администрация Байдена нам твердила в марте и апреле 2022 года, что санкции займут некоторое время. "Будьте терпеливы, мы вводим санкции, но потребуется время, чтобы они заработали". Я не знаю, сколько еще времени необходимо, но прошло уже 2,5 года, а они до сих пор не работают. И я даже не говорю об их эффективности – они не могут сдержать Путина. Администрация Байдена обозначила свою главную миссию – взвалить на Путина такие затраты, которые заставили бы его отступить, – и провалила ее. Я считаю, что вы безусловно можете наносить ответный удар. Есть много способов сделать это. Однако администрация Байдена и, кстати, европейские лидеры в целом просто отказались от этого. Санкции были полумерами и осуществлялись недостаточно эффективно. Можно видеть, к чему это привело.
– Президентские выборы в США пройдут 5 ноября. Вы догадываетесь, кто станет следующим президентом Соединенных Штатов?
– Я не знаю. Цифры будут очень близкие. Я очень надеюсь на победу президента Трампа. Если бы выборы состоялись сегодня, Трамп одержал бы верх, но впереди еще несколько недель. Пенсильвания, Висконсин, Мичиган – именно там решатся результаты выборов, и цифры будут очень равными.
– Может ли Украина победить Россию военным путем? Или вы видите эту победу как-то иначе?
– В современном мире нельзя отделить военный от других театров конфликтов. Эти театры конфликтов всегда включают часть, которая носит военный характер. Например, авиация, флот и армия. Но теперь у нас появились космос, кибербезопасность, все экономические рычаги и инструменты. Есть важное дипломатическое пространство, где ты пытаешься найти друзей и союзников, чтобы помочь достичь нужных целей. Поэтому, когда вы говорите "победить их военным путем", – это сверхзадача. Но вы объединяете все инструменты и силы, которые Запад может дать, чтобы использовать против России. Мы обязаны это делать. Мы должны отнестись к этой задаче серьезным образом, чтобы избежать риска эскалации, но оказаться победителем. Но правда в том, что мы уже опоздали на пару с половиной лет.
– Когда, на ваш взгляд, закончится эта страшная война?
– Не знаю. Не скажу вам, когда. Точные сроки сложно предсказать. Поэтому я не стану этого делать. Я не берусь предсказывать. Но я знаю, как закончить войну. Нужно позволить украинскому руководству заставить Путина платить. Пока это не произойдет – нет шансов, что все закончится.