"В Симферополе была угроза моей жизни, под Луганском машину обстреляли". Главное из показаний Порошенко в суде
В Оболонском суде Киева состоялся допрос президента Украины Петра Порошенко по делу о госизмене его предшественника Виктора Януковича. Порошенко давал показания по видеосвязи и рассказал, что в 2014 году российские военнослужащие не позволили ему попасть в здание крымского парламента, в районе Изварино его машина попала под обстрел, а постановление Верховной Рады о самоустранении Януковича не прекращало его полномочия. "ГОРДОН" собрал ключевые заявления президента.
О поездке в Крым в феврале 2014 года:
27 февраля 2014 года я явился в кабинет главы Верховной Рады и исполняющего обязанности президента Александра Турчинова с предложением немедленно вылететь в Крым и лично провести переговоры с депутатами Верховного Совета Крыма, чтобы остановить разрушительные процессы, начавшиеся с попытки оглашения незаконного референдума.
После коротких переговоров с главой Верховной Рады я попросил выдать поручение, его оригинал сейчас находится у меня в руках: "Отправить народного депутата Украины Петра Порошенко в Автономную Республику Крым, уполномочить его проводить консультации и переговоры от имени Верховной Рады о стабилизации и урегулировании политической ситуации в Крыму". Получив это поручение в письменной форме, я сразу же отправился в Симферополь.
Я получил информацию, что Симферополь уже заблокирован войсками и людьми в гражданском, однако принял решение, что поездка все равно должна состояться. Прилетев в Симферополь, я увидел оцепление вокруг аэропорта – есть соответствующие видео, снятые представителями СМИ. Камеры с микрофонами были расположены за этим оцеплением.
Несколько человек пытались меня остановить, завязалась потасовка, я прорвался через оцепление и вошел в зону съемки телевизионных камер, они побоялись туда заходить. Там же я сделал заявление о том, с какой целью прибыл в Крым. Суть заявления заключалась в том, что Крым – украинский, и мы должны сделать все, чтобы не допустить провокаций. Мы были готовы немедленно создать рабочую группу с участием депутатов Верховной Рады Украины и крымского парламента, чтобы оперативно в рабочем режиме решить все вопросы, стоящие на повестке дня.
Для этого я созвонился с главой Верховного Совета Крыма [Владимиром] Константиновым, договорился с ним о встрече и попросил лиц, которые меня встречали, подвезти меня. Несмотря на некоторые препятствия, мы смогли подъехать на расстояние в 300–400 метров от здания Верховного Совета Крыма. Дальше двигаться на машине было нельзя, я вышел и пошел в Верховный Совет пешком. Лично убедился, что Верховный Совет не работал, был закрыт и окружен так называемыми "маленькими зелеными человечками" – военнослужащими регулярных сил РФ – и оцеплением людей в камуфляже, которые называли себя "крымской самообороной", но координировались офицерами спецслужб РФ.
Как только журналисты начали меня снимать (а это было видеодоказательством пустого и неработающего Верховного Совета, не принимавшего никаких решений), была отдана команда меня заблокировать, окружить и применить средства физического воздействия. Я пытался не дать им это сделать. Моя попытка попасть в Верховный Совет Крыма оказалась заблокирована указанными лицами, включая военнослужащих России.
Я направился к своей машине по другой улице. В это время я был окружен сначала несколькими десятками, а потом и сотнями людей, часть из них была провокаторами: они пытались ударить, давить на меня, угрожать. Но часть людей стала на мою защиту. Считаю, что в то время существовала непосредственная угроза моей жизни, и я очень благодарен людям, которые были недалеко от меня и своими действиями меня защитили.
Также там было несколько милиционеров. Хочу воспользоваться возможностью и поблагодарить их, поскольку эти милиционеры (их было двое или трое) пытались честно выполнять свои обязанности. Пройдя километр или полтора, я увидел на стоянке машину такси, сел в нее и поехал по адресу, где была запланирована встреча с Константиновым.
О захвате административных зданий и воинских частей в Крыму:
Я лично видел военнослужащих в зеленой форме, это были военнослужащие вооруженных сил РФ – как из состава Черноморского флота, так и из регулярных сил, которые были переброшены на территорию Украины через порты и аэропорты в те дни (начиная с 20 февраля) без согласия украинского государства, без соответствующих процедур, что может квалифицироваться как агрессия и незаконная аннексия территории Украины. Это то, что я лично видел в Симферополе и в Крыму своими глазами.
Со слов сотрудников аэропорта я узнал, что в воздушном пространстве находятся самолеты без опознавательных знаков, которые перебрасывают силы. Это мне сообщили ночью, когда я вернулся в аэропорт для вылета. Кстати, уже позднее, через несколько месяцев, я увидел на видео признание [бывшего "министра обороны" террористической организации "ДНР" Игоря] Гиркина, который очень сожалел, что тогда у него было оружие и он не применил его против Порошенко.
Кроме того, уже из официальных сообщений Украины и СМИ узнал о попытках штурма украинских воинских частей, захвата украинских кораблей, психологического давления на украинских военнослужащих, патриотов, крымских татар, что полностью характеризует все эти шаги как элементы брутального нарушения международного права и агрессии со стороны РФ.
О других угрозах национальной безопасности Украины весной 2014 года:
Очевидно, происходили очень хорошо скоординированные мероприятия на востоке нашего государства – в Донецке, Луганске, Харькове, Запорожье, Днепропетровске, Одессе, которые продолжались не только в феврале–марте, но и в апреле–мае.
Во время моего пребывания в Луганске в апреле, когда я прилетел в заблокированный аэропорт, у меня была запланирована встреча с профессорско-преподавательским составом Луганского [национального] университета, который расположен буквально в 200–300 метрах от захваченного здания СБУ. После начала нашего разговора был выключен свет, молодчики попытались заблокировать проведение встречи. Чувствовалось, что их действия очень хорошо скоординированы.
Я принял решение посетить государственную границу Украины, поселок Изварино. Моя машина, по сообщениям моего помощника, была обстреляна. Во время встречи с жителями Изварино также были провокационные выступления неизвестных людей, которые пересекли границу с российской стороны, но я очень благодарен жителям Изварино, украинцам и украинкам. Я вынужден был вступиться за женщину, которой начали угрожать после того, как она попыталась остановить провокаторов, и даже попросил правоохранительные органы привлечь их к ответственности. К сожалению, правоохранители не отреагировали своевременно, обстановка была очень напряженной и координировалась, на мой взгляд, спецслужбами РФ.
Было еще много встреч, всем известно, как разворачивались события в Харькове, Одессе. Очень важно, что в результате скоординированных действий мы сохранили целостность страны, не дали сепаратистскому пророссийскому шабашу разжечь огонь в Харькове. К сожалению, была трагедия в Одессе. Безусловно, эти действия были скоординированы с событиями в Крыму.
О причинах военной оккупации Крыма:
С точки зрения международного права страна-агрессор Россия не имела никаких оснований действовать в Крыму таким способом. Думаю, что еще будет возможность задать этот вопрос тем, кто принимал решение о начале агрессии против Украины со стороны РФ.
Позвольте мне не согласиться с позицией [адвоката Виктора Януковича Виталия Сердюка], что РФ была признана агрессором лишь в 2016 году. Если вы внимательно изучите резолюцию Генассамблеи ООН от 2014 года, там была решительно осуждена аннексия Крыма. Незаконная аннексия была осуждена решением высшего законодательного органа Украины – постановлением Верховной Рады, которое мы обсуждали вместе с руководством фракций. Высший законодательный орган поддержал его большим количеством голосов.
И это вообще очень лакмусовый вопрос для каждого украинского гражданина, для каждого политика в мире: Крым – украинский или "Крым – наш", как утверждают россияне, причем далеко не все? В стране – конфликт, гражданская война или факт агрессии России? 10 тысяч жертв среди солдат и мирного населения – на совести агрессора или результат гражданской войны? Если ваш ответ: Крым российский, в Украине гражданская война и погибшие являются жертвами гражданской войны, то это часть гибридной войны РФ против суверенного независимого государства. Часть той пропаганды, которую Россия пыталась распространить по всему миру и потерпела крах.
На сегодняшний день у нас есть многочисленные доказательства, в том числе подготовленные по моему поручению судебные процессы по разным направлениям, включая Международный суд ООН. Начиная с финансирования терроризма со стороны РФ, заканчивая нарушением морского права и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Поэтому я считаю, что этот вопрос не только политический, но и юридический.
О причинах, по которым Порошенко не пришел в суд и давал показания в режиме видеоконференции:
Не думаю, что это относится к компетенции адвоката, но из уважения к суду я готов раскрыть часть своего графика. Сегодня с утра состоялось совещание с руководством Вооруженных сил Украины по реализации подписанного вчера закона о реинтеграции Донбасса. Мы должны сверхсрочно – буквально в течение часов и дней – перестроить управление обороной государства на востоке. Детали я раскрывать не буду.
Завершилось совещание в 13.40. С 14.00, согласно решению суда, я принимаю участие в заседании. В 15.30 у меня первая международная встреча, речь идет о руководстве внешнеполитического ведомства Дании. После этого предусмотрено одно публичное мероприятие и два международных, которые в том числе будут освещаться в прямом эфире. Можете на них посмотреть.
О постановлении Верховной Рады о самоустранении Януковича:
Я не являюсь автором этого постановления, я лишь голосовал "за" как народный депутат. Основанием для возложения обязанностей [президента] на главу Верховной Рады было отсутствие связи с президентом, его отсутствие на рабочем месте и потеря руководства Украиной в условиях начавшейся агрессии в Крыму. По моему глубокому убеждению, существовало достаточно оснований, чтобы нажать кнопку "за".
Подчеркиваю: постановлением о возложении обязанностей на Турчинова не прекращались полномочия президента Януковича. [Постановление было принято] в связи с тем, что Янукович исчез, с ним не было связи. Никто не знал, где он – в Симферополе, в Севастополе, в Анапе, в Красноярском крае или в Ростове. Никто этого не знал, а против Украины осуществлялась агрессия. Было бы безответственно со стороны Верховной Рады и народных депутатов, если бы мы своевременно не отреагировали на вызовы, возникшие перед страной.
О том, является ли самоустранение основанием для досрочного прекращения полномочий президента, согласно Конституции Украины:
Еще раз могу подчеркнуть, что защита задает вопросы о досрочном прекращении полномочий Януковича. Мне ничего неизвестно о таком документе. Мне известно, что в связи с самоустранением обязанности президента были возложены на главу Верховной Рады. Могу подчеркнуть, что в связи с отсутствием президента – из-за самоустранения или по другим причинам – его обязанности возлагаются на главу Верховной Рады. Но именно в этом и заключается миссия суда: изучить и установить обстоятельства. Я бы не хотел ни трактовать Конституцию, ни давать юридические объяснения.
Если бы у кого-то были сомнения в конституционности постановления Верховной Рады, то он мог оспорить его в Конституционном Суде вплоть до даты президентских выборов. Насколько мне известно, этого не произошло.
Во время допроса Порошенко судья Владислав Девятко отклонил более 10 вопросов, заданных свидетелю адвокатами Януковича, как не касающиеся рассматриваемого дела. После очередного такого вопроса ("Почему в то время, когда вы были в зимнем отпуске и никто не знал, где вы находитесь в течение недели, не было принято постановления о вашем самоустранении?") судья извинился перед свидетелем и досрочно прекратил допрос. В заседании объявлен перерыв до завтра, когда суд начнет допрашивать свидетелей защиты.
Допрос Порошенко в Оболонском суде. Видео: 112 Украина Online / YouTube