"Я нахожусь в России в гостях и должен уважать хозяев". Главные заявления Януковича на пресс-конференции G

Янукович провел первую пресс-конференцию с февраля 2017 года, на ней присутствовали журналисты из 10 стран
Фото: ЕРА

Беглый экс-президент Украины Виктор Янукович провел первую за год пресс-конференцию в Москве. Он рассказал, что живет в Ростове за счет семьи, объяснил содержание своего письма президенту РФ Владимиру Путину и анонсировал обращение к пяти государствам, которое должно помочь решить конфликт на Донбассе. "ГОРДОН" собрал ключевые заявления бывшего президента в Москве.

О рассмотрении его дела в Оболонском суде Киева:

[Президент Украины Петр] Порошенко сделал все, чтобы не допустить меня к судебному процессу. Сегодня я могу говорить об этом только через СМИ. Тот беспредел, который творится в судах (не только по отношению ко мне), беззаконие в Украине – это, конечно... Такого никогда не было. Никогда не было, чтобы массово убивали журналистов. Они закрывают рот всем своим оппонентам, не хотят слышать никого, кроме самих себя.

Об экономическом положении Украины:

Сегодня ни для кого не секрет, что народ из года в год нищает. Жить становится все тяжелее. Мизерные зарплаты и пенсии... Приведу маленький пример: если считать в долларовом эквиваленте, при мне в 2013 году средняя зарплата составляла около $400, сейчас – около $170. Доллар был по 8 грн, сейчас – по 27 грн. Какая произошла инфляция! Цены постоянно растут, услуги ЖКХ и энергоносители [дорожают]. Как можно выживать в такой ситуации?

О ближайших планах:

Я планирую в ближайшее время обратиться к государствам – гарантам подписания соглашения от 21 февраля 2014 года (имеется в виду соглашение между властью и оппозицией, подпись под которым поставили представители МИД Германии, Польши и Франции. "ГОРДОН") и странам, играющим ключевую роль в разрешении конфликта на Донбассе, – США и России.

Предметом моего обращения станут предложения по поиску путей прекращения войны на Донбассе и началу ликвидации последствий произошедшего: восстановлению разрушенной инфраструктуры, оказанию всесторонней помощи пострадавшим.

О возможном возвращении в Украину:

Сегодня главное – остановить войну, установить перемирие, усадить за стол переговоров две стороны, которые стоят по разные стороны баррикад. И, конечно, найти пути договориться, урегулировать этот военный конфликт и мирным путем объединить Донбасс с Украиной, сохранить целостность государства. Конечно же, один из важнейших вопросов – оказание помощи пострадавшим в результате конфликта. [Помочь] тем, кто живет сегодня на этой территории, помочь вернуться на родную землю тем, кто вынужден был ее покинуть. Это главный вопрос, и я сделаю все, что будет от меня зависеть.

Перед началом пресс-конференции журналистам показали фрагменты сюжета итальянского издания Gli Occhi Della Guerra о "грузинском следе" в деле о расстрелах на Майдане. Фото: ЕРА

О бегстве из Киева:

21 февраля 2014 года в Киеве было подписано соглашение о мирном урегулировании конфликта на Майдане. В нем приняли участие представители оппозиции с одной стороны, с другой стороны – президент. Гарантами этого соглашения были руководители МИД трех стран: Германии, Франции и Польши (на самом деле со стороны Франции соглашение подписывал не министр иностранных дел, а глава департамента континентальной Европы МИД Эрик Фурнье. – "ГОРДОН").

Это соглашение мы начали обсуждать 20 февраля. Около 16 мы сели за стол переговоров, работали всю ночь и закончили около 8 утра. 21 февраля мы подписали данное соглашение, которое в этот же вечер нарушила оппозиция – начала захватывать здания Кабмина, Администрации Президента, Верховной Рады, позже и мою официальную резиденцию – "Межигорье".

21 февраля приблизительно в 23 я [вылетел] в Харьков двумя вертолетами. 22-го я планировал принять участие в съезде депутатов всех уровней юго-востока Украины, которые собрались в Харькове во Дворце спорта. Но по причинам безопасности местные службы и моя личная [охрана] не допустили меня к участию в этом мероприятии: там могло произойти все. Было очень опасно.

Поэтому я решил двигаться дальше по маршруту, он у меня был отработан: Донецк, затем Крым. Никакой информации о подготовке вооруженного захвата Крыма не было. Мне не поступала такая информация ни от военных, ни от спецслужб, ни от органов местной власти. Уверен, что все это выдумки нынешних представителей власти, попытки оправдать свою бездеятельность и фактическую сдачу Крыма.

О своем письме президенту РФ Владимиру Путину:

[1 марта 2014 года] я написал обращение к Путину. Такое же обращение, которое 22 февраля написал в Донецке к трем государствам – гарантам мирного соглашения. Разница была только в том, что в письме Путину я ссылался не на мирное соглашение [от 21 февраля], а на Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией. Я предложил провести консультации, эта процедура была предусмотрена договором. И я вносил предложение во время консультаций рассмотреть вопрос о введении полицейской миротворческой миссии. Второй вопрос, с которым я обратился к Путину: проинформировать мировое сообщество о том, что произошло в Украине, поскольку мои возможности были очень ограничены.

Отвечая на другие вопросы, Янукович пояснил, какая именно процедура предусмотрена Договором о дружбе между Россией и Украиной. Сначала стороны должны наработать предложения, затем их ратифицируют парламенты двух стран, после чего решение вступает в силу.

Экс-президент утверждает, что эта процедура так и не началась из-за того, что 27 февраля (за два дня до его письма Путину) МИД Украины обратился к МИД РФ с аналогичным предложением о начале консультаций. 28 февраля МИД России направил МИД Украины ноту с отказом. Обращение Януковича к Путину датируется 1 марта, но "разделить ноту на две части они не могли", поэтому никакие консультации не состоялись.

Приложением к этому обращению было заявление Януковича с просьбой применить вооруженные силы РФ "для восстановления законности, мира, правопорядка, стабильности и защиты населения Украины". Это заявление впоследствии обнародовал постпред РФ в ООН Виталий Чуркин.

Янукович утверждает, что его заявление носило "чисто информационный характер" и больше никак не использовалось. Полный текст обращения Януковича к Путину после сегодняшней пресс-конференции опубликовал его адвокат Виталий Сердюк.

О том, за какие средства он четыре года проживает в России:

Я вам скажу, что мне никто не завидует сегодня. Вы в это верите? Никто не завидует. То, что никаких "денег Януковича" нет ни в одном банке мира – это общеизвестный факт, не требующий особых доказательств. Это подтвердила и Генпрокуратура Украины, и Европейский союз. А за счет чего я живу... У меня есть семья, есть сын, достаточно молодой и здоровый человек. Я живу с семьей. Как говорится, я ваши деньги не считаю – вы не считайте мои. Мне хватает на жизнь, но я не могу сказать, что всем доволен.

О том, кто оплачивает охрану Януковича на пресс-конференции:

С моей стороны было бы неправильно, если бы я комментировал, за чей счет содержится это здание... Я все-таки нахожусь в гостях в России, поэтому должен с уважением относиться к хозяевам. Задайте им вопрос – они на него ответят.

О взаимоотношениях с политтехнологом Полом Манафортом:

Мы начали работать во второй половине 2005 года. Избирательная кампания в парламент весной 2006 года проходила с участием Манафорта и его людей, которые работали с аппаратом Партии регионов в Украине. Затем были внеочередные выборы в парламент осенью 2007 года, затем – президентские выборы в 2010 году. Все это время Манафорт имел дело с аппаратом Партии регионов. Я лично не подписывал с ним никаких соглашений, не устанавливал никаких сумм оплаты за его работу, и эта тема у меня с ним никогда не обсуждалась – сколько он должен получать. То есть в отношениях между нами вопросов о его финансовом вознаграждении или оплате вообще не было.

После выборов 2010 года Манафорт был моим советником на общественных началах. Я с ним встречался всегда, когда были встречи с внештатными советниками, их было очень много. Когда рассматривались международные вопросы, Манафорт как советник принимал в них участие. Как таковых личных контактов с ним у меня не было. Он работал в основном с Администрацией Президента. Был такой порядок. После того, как я выехал из Украины, Манафорта не видел и не слышал.

Видео: 112 Украина / YouTube