Александр Роднянский
АЛЕКСАНДР РОДНЯНСКИЙ
Режиссер, кинопродюсер, медиаменеджер
Все материалы автора
Все материалы автора

Венецианский фестиваль столкнул в программе украинский и российский фильмы о войне в Украине

Венецианский фестиваль столкнул в программе два документальных фильма о войне, которую Россия принесла в Украину.

Украинский фильм "Пісні землі, що повільно горить" Ольги Журбы и "Русские на войне" Анастасии Трофимовой предложили свои взгляды на происходящее.

"Русские на войне" – это публицистика, снятая в российской части, воюющей в оккупированной Луганской области. Герои ее – простые мужики, оказавшиеся на войне. В силу разных причин большинство отправилось за деньгами, кто-то – по "патриотическим" соображениям.

Они делятся ответами на вопросы о целях войны, повторяя мантры российского телевидения: "единый народ", "братья", "мы на чужой земле, но виноваты все" и прочее.

Иногда кажется, что фильм сделан по заказу умных чиновников минобороны РФ или ФСБ.

Несмотря на понимание автором фильма характера агрессии, российские солдаты очеловечиваются в фильме. Они – очередные жертвы государства, посланные, как и многие поколения до них, на убой в заведомо несправедливой войне. Они могут прослезиться, говоря о погибших товарищах, возмутиться несправедливостью власти, но они не спорят с правом государства отправить их бессмысленно умирать.

Главный герой украинского фильма – простите за несвойственную мне высокопарность – народ, живущий в тягучем пространстве войны.

Отсюда и визуальный стиль – общие планы, длинные кадры, точные акценты и детали, подчеркивающие множественность судеб, из очерков жизни которых складывается эта картина.

В памяти остается впечатляющий неторопливый проезд, снятый из кабины грузовика, везущего гроб погибшего украинского воина. Он длится, по ощущению, минут шесть и фиксирует десятки, если не сотни, коленопреклоненных людей, стоящих вдоль зимней дороги, вьющейся в карпатских горах.

Это поэтическая кинометафора, а не привычная сегодня публицистика. Наполненная, в отличие от мимолетной теледокументалистики, ощущением протяженности войны и того, что называется фатумом. Роком или судьбой.

В этом и состоит разница посланий двух фильмов: в украинском – народ как субъект истории, в российском – как пассивная жертва произвола.

Источник: Александр Роднянский / Instagram

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.
Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать