Для РПЦ уход Украины – большой символический удар. По сути, ставится крест на всей идее 1000-летнего "русского православия"

Московская патриархия будет сопротивляться украинской церковной независимости даже после выдачи томоса про автокефалию, считает религиовед Дмитрий Горевой.

РПЦ будет сопротивляться томосу даже после его выдачи.

Московская патриархия будет сопротивляться украинской церковной независимости даже после выдачи томоса про автокефалию. Для РПЦ уход Украины – это большой символический удар. Ведь, по сути, ставится крест на всей идее 1000-летнего "русского православия". На поверку окажется, что РПЦ ведет свое существование с 1589 года, когда после шантажа и тюрьмы вселенский патриарх Иеремия учредил в Москве патриаршество. Причем важная деталь – учредил, как сказано в соборной грамоте, по просьбе царя Бориса Годунова. Об этом стыдливо умалчивают спикеры РПЦ и УПЦ МП, когда говорят, что, мол, политики не имеют права инициировать тему автокефалии.

Так вот за Украину Московский патриархат будет бороться до конца, и даже после конца… Конца единства Русской православной церкви. Свежий пример – через несколько дней после неудачных переговоров со вселенским патриархом глава РПЦ Кирилл выступил с проповедью. Он сказал, что невозможно разорвать духовное единство Русской церкви, отделить Украину и прочий бред сумасшедшего. Ну, и естественно, он подводит под это историческое обоснование. Оно настолько неадекватно историческим реалиям, насколько притязания российской историографии на Киевскую Русь. Патриарх без тени сомнения утверждает о том, что в XV веке от автокефальной Русской церкви оторвали "западнорусские" епархии.

Начнем с того, что само словосочетание "западнорусский" не очень корректно. Есть территория Руси, Рутении, а есть территория, которую впоследствии объединило Московское княжество. Во-вторых, в середине XV века именно Московские митрополиты и иже с ними ушли в раскол, самовольно отделившись от церкви-матери Константинопольского патриархата. А епархии на территории Руси (Украины, Беларуси, Литвы и западной части РФ) остались верны своей церкви-матери. В словах патриарха все перевернуто с ног на голову. Предательство – верность, а верность – предательство. Все по Оруэллу.

Еще одним из рупоров антиавтокефальной тематики является УПЦ МП. В митрополии очень показательно отреагировали на провал визита Кирилла на Фанар. "Все хорошо", "это еще ничего не значит", "ничего не приняли" и прочее. В УПЦ МП занимаются самоуспокоением. Сначала говорили, что власть не имеет права этот вопрос инициировать. Когда было уточнено, что это условия Фанара, начали говорить, что украинский вопрос в юрисдикции не Константинополя, а Москвы. Когда выяснилось, что все-таки Константинополя, начали кричать, что только УПЦ может обращаться, ибо остальные раскольники. Когда Вселенский сказал, что они приняли заявление от украинских церковных властей, тогда стали пугать, что должен быть консенсус всех поместных церквей. Теперь, после того как Константинополь утвердил за собой право предоставлять автокефалию самостоятельно, без согласования с другими церквями, противники томоса говорят, что он ничего не решит, а главное – это примирение.

Это очень хорошо показывает, что в руководстве УПЦ МП не хотят ни примирения, ни диалога, ни независимости. Ибо если бы хотели – шли на компромисс и общение. А так – отсутствие реальных аргументов "против", а взамен этого тотальная демагогия. Для верхушки митрополии выгоден статус-кво. Они – монополисты "каноничности", храмов у них больше, пусть и с коварными табличками "Українська православна церква" и, не дай бог, никакой не Московский патриархат (хотя в совершенно противоположном они убеждали всех вокруг еще в 2013 году). Да и денег на украинофобскую и антиавтокефальную истерию для говорящих голов из УПЦ МП не жалеют.

Тут, конечно, есть еще и чисто психологический аспект. За долгое время позиционирования себя "самыми поездатыми" у них произошла профессиональная деформация, вследствие которой многие уже не могут адекватно воспринимать реальность. Это, кстати, было видно и по патриарху Кириллу, после переговоров на Фанаре. "Мир изменился", – три раза сказал он. На самом деле человек меняется вместе с миром, но если постоянно носить розовые очки каноничности, то действительно можно и не заметить, как человечество перешло из XIX в XXI век.

Еще один фактор, которым пытаются манипулировать противники автокефалии, – это нынешний статус УПЦ МП. Они говорят, будто бы патриарх Алексий II в 1990 году дал Украине томос о самостоятельности. И далее проводят линию, что, мол, у нас все есть, но мы не смогли этим воспользоваться. Это чистой воды манипуляция. Патриарх Алексий II действительно выдал документ, но это был не томос, а благословенная грамота. Да, в ней прописана самостоятельность, но в сугубо внутренних делах. А в качестве актера на всеправославном уровне УПЦ ничто, только рядовая епархия Московского патриархата. Более того, после архиерейского собора РПЦ в декабре 2017 года все самостоятельные права УПЦ были нивелированы, так что апелляции к документу патриарха Алексия II абсурдны, поскольку с того момента права УПЦ были уменьшены.

Ну, и наконец, напоследок. РПЦ и ее сателлиты будут бороться с автокефалией еще долго, пока у них в сознании не произойдет щелчок. И после выдачи томоса это не прекратится. Нас еще ждут исторические "обоснования" необходимости духовного единства Украины и России, проплаченная псевдоправозащитная деятельность, крики о религиозных гонениях в Украине и прочее. К сожалению, это не прекратится сразу, но главное – мы на верном пути. Ну и не переживайте, все будет томос.

Источник: Dmytro Horyevoy / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.
Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать