Однажды, когда я работала школьным психологом, ко мне пришла молодая учительница. Знаете, из тех, что любят свою профессию независимо от зарплаты. Кстати, тогда ее выдавали купонами.
"Ань, надо в первых классах выявить самых ярких, смелых, дерзких, независимых!" На этих маленьких диссидентах она хотела строить одну важную современную (вопреки уходящей, как тогда казалось, эпохе СССР) педагогическую теорию. Теорию о том, как изменится успеваемость, если учитель прекратит ребенку приказывать и позволит ему свободно мыслить. В начале 90-х, ага. Тем не менее я включилась.
"Ребята, вам нужно зачеркнуть каждую клеточку на листочке, каждую!" – диктовала я выдуманную задачу крошечным шестилеткам. Они послушно брали ручки и зачеркивали. Как велели. Каждую, по очереди. В обычном тетрадном листе 1360 клеточек! Задумка была в том, что рано или поздно кто-то из детей устанет от монотонной и, главное, лишенной всякого смысла работы, остановится и возмутится этим идиотским заданием. Вслух.
Мы притаились и ждали реплик типа: "А зачем это вообще нужно делать?", или "Я больше не хочу, мне надоело!", или пусть даже "Вы, взрослые, с ума тут посходили, что ли!?". Годилось любое противостояние. Любая попытка неподчинения. Мы ждали эдакого антисолдата. Нужен был первый. А дальше, думали мы, у него точно появится группа поддержки.
Мы просчитались. Дети безропотно пыхтели над каждой клеточкой до самого звонка. Ни один ребенок не остановился. Мы чувствовали себя карателями, эксперимент провалился.
Эти дети выросли. Сейчас они как раз в категории "молодые перспективные 30-летние, способные все изменить". Мне кажется, это ошибка. У 30-летних еще не выветрился Совок. Они все еще смотрят "Иронию судьбы" под салат "Оливье". Пусть даже и вторую часть, с Хабенским.
Думаю, в этой стране "все изменят" вовсе не они. А те, кто намного младше. Уверена, настоящие "они" на этих выборах еще не имеют права голоса.
Короче, не сейчас.
Источник: Анна Гин / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора