Леонид Невзлин
ЛЕОНИД НЕВЗЛИН

Израильский общественный деятель

Все материалы автора
Все материалы автора

Мало кто знает, что в Израиле живут миллионы людей, которых в Украине назвали бы уклонистами

Верховная Рада Украины рассматривает новый закон о мобилизации, который вызвал очень громкую общественную дискуссию. Достаточно открыть любую социальную сеть, чтобы увидеть эти разногласия в обществе.

В то же время в Украине часто приводят в пример военную машину Израиля и его оборонную политику. Это отличный пример, конечно. Ставка на свои силы, развитая военная культура, индустрия, наука. Победы на полях сражений. Но не следует считать, что Израиль не сталкивается с абсолютно теми же внутренними проблемами, с которыми сталкивается Украина. Вопрос, как с ними разбираться, минимизируя отрицательный эффект.

Буквально на прошлой неделе министерство обороны Израиля опубликовало свои предложения по поводу изменений в законе о призыве в армию. Ведомство предлагает увеличить сроки срочной службы и существенно увеличить количество дней в году, на которые в армию будут призывать резервистов.

Это произошло вследствие того, что 7 октября, в день резни, совершенной террористами ХАМАС, одновременно пали все военные концепции, практиковавшиеся многие годы. Конечно, Израиль не исповедовал философию "маленькой умной армии", как многие европейские государства. Здесь существует всеобщая воинская обязанность как для мужчин, так и для женщин, достаточно длительный срок службы и обязательный резервистский призыв для тех, кто служил в ЦАХАЛ. Но в последние годы вопросы военной службы были, по возможности, либерализованы. Резервистов не призывали на весь срок. Некоторым гражданам, желавшим служить в армии, иногда приходилось добиваться призыва.

Здесь важна предостережение: служба в ЦАХАЛ – это еще и связи, которые молодые люди получают именно в армии. Связи же в Израиле очень серьезно влияют на дальнейшую карьеру. К примеру, мечтой многих является служба в подразделе 8200 – радиоэлектронной разведке. После нее карьера в хай-тек практически гарантирована.

Либерализация воинского долга стала следствием безусловной веры израильтян в передовые технологии и свои спецслужбы. Плохого в этой вере ничего нет. Просто случилось так, что спецслужбы, высокотехнологичные заграждения, системы наблюдения и другие датчики и аэростаты, в которые были вложены миллиарды долларов, оказались неспособными предотвратить захват и удержание целого ряда населенных пунктов террористами ХАМАС, обладающими более скромным потенциалом.

В итоге сейчас Израиль ведет самую длинную войну в своей истории после войны за независимость в 1947–1949 годах. Страна и армия к этому оказались не готовы.

Израиль смог фактически одномоментно мобилизовать более 300 тыс. человек. С учетом количества населения, это мобилизация, сравнимая по масштабам с украинской. И здесь начинаются нюансы, о которых полезно знать.

Думаю, многие видели кадры, как в Израиль массово съезжались резервисты со всех уголков мира после 7 октября. Это факт, и патриотизм израильтян бесспорен. В Украине это часто приводили в пример. Но мало кто знает, что в Израиле живут миллионы людей, которых в Украине назвали бы уклонистами. Это израильские арабы и ультраортодоксальные иудеи, не служащие в армии. Этот факт – повод для споров до крика. Особенно эти споры обострились в последние годы, после формирования нынешнего правительства Биньямина Нетаньяху, который в погоне за властью сколотил право-религиозную коалицию, представителей которой иногда лучше не слушать, чтобы не травмировать собственной психики.

Одним из постоянных требований политических лидеров ультраортодоксов, на которых опирается правительство Нетаньяху, было принятие "закона о призыве", который на законодательном уровне лишил бы эту категорию граждан воинского долга. А это примерно 13% населения. Следует отметить, что есть специальные подразделения, в которых некоторые желающие ультраортодоксы служат. Но это капля в человеческом море.

В итоге получается, что все бремя воинского долга падает на светских израильтян или тех верующих, которые считают нужным защищать страну с оружием в руках. Это один из самых глубоких общественных разломов. Кроме того, не служат в армии новые репатрианты, прибывшие в страну от 28 лет. А в возрасте 22–27 лет – служат на добровольной основе. И это тоже многими в обществе считается социальной несправедливостью.

За пределами Израиля стали широко известны трагические случаи гибели в рядах Армии обороны родственников высших должностных лиц государства. К примеру, в декабре погиб сын бывшего главы Генштаба, ныне министра Гади Айзенкота. В Украине этот печальный факт также приводили в пример.

Но буквально на днях мировые и израильские СМИ опубликовали фотографии в Майами Яира Нетаньяху – сына самого премьера. И многие израильтяны обсуждают в социальных сетях то, что родственник руководителя правительства как-то не спешит присоединиться к защите родины.

Таких явлений, очень похожих на украинские, можно привести много. Там будет и об обеспечении армии в первые дни войны, когда амуницией и питанием мобилизованных часто снабжали волонтеры. И о том, как руководство государства не верило в возможность вторжения.

Важно понять тот факт, что любое воюющее государство сталкивается с одинаковыми проблемами. Одна из этих проблем – это несправедливость. Война всегда несправедлива, и ценой этой несправедливости есть не какие-то блага, а сама жизнь. Всегда будут те, кто пойдет с оружием в руках впереди, и те, кто попытается увернуться. Всегда будут погибшие дети чиновников, но премьерский сын обязательно найдется в Майами.

Однако общество не должно на этих основаниях разорвать само себя и скатиться к ненависти к некоторым категориям своих сограждан. Ненависть внутри – прямой путь к поражению. Недопущение этого является одной из неотложных задач политического руководства. Политики не должны во время войны спекулировать на противоречиях, связанных с войной. Они не должны разгонять ненависть ради собственных рейтингов.

Главным отличием "военной политики" в Украине и Израиле является то, что израильское руководство с первого дня нападения ХАМАС повторяло: "Граждане, эта война надолго, и она будет тяжелой". Говорило о том, что страна оказалась не готова. Властолюбивый Нетаньяху, учитывая всю тяжесть провала, пошел на создание расширенного правительства с привлечением оппозиционной партии.

При всем скептическом отношении к нынешнему руководству Израиля с первых дней войны они хотя бы попытались разговаривать с гражданами честно.

Еще один важный аспект для сравнения – это политика в отношении границ. Израиль не закрывал свои границы, и сейчас можно поехать в аэропорт и улететь в любую страну мира. Затем вернуться и улететь еще раз, если потребуется. Очереди в условных "военкоматах" – это не только о патриотизме, но и о доверии своему государству.

Другое дело, что убежать от войны теперь можно разве что на другой глобус, и этого еще не все поняли. Прошлые подходы и концепции обрушились не только в Украине и Израиле, но и во всем мире.

Похоже, теперь нигде не будет привлекательного "райского уголка". Мир изменился, и теперь нам всем предстоит прожить годы если не в горячей фазе войны, то в ее ожидании. Милитарная тема будет широко представлена в жизни всех людей. Страны будут перевооружаться, будет усиливаться воинская обязанность граждан.

Агрессивный союз мафиозных диктатур уже сформировался и начал войну со всем демократическим миром. Мы не знаем, какие формы приобретет эта война и не закончится ли она полноценным мировым вооруженным столкновением со всеми его последствиями.

Нашим поколениям не повезло. Не исключено, что нам придется пережить все, что пережили наши родители, матери, бабушки и дедушки. Чтобы это пережить, нужно хотя бы учиться не ненавидеть друг друга. Врагов и так достаточно.

Источник: "Украинская правда"

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.
Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать