Это не усталость от войны, это адаптация к обстоятельствам – это другое.
Год назад мы были уверены, что начался апокалипсис. Мы не строили планов на будущее, потому что только дурачок будет строить их на пороге конца света. Мы действовали импульсивно и решительно, потому что терять было нечего.
Прошел год. Теперь мы знаем, что война – это еще не конец света. Мы планируем, мы строим, мы мыслим правильно. Мы воспринимаем войну не как остановку вселенной, а еще одну проблему.
Можно проиллюстрировать это примерами многих бизнесов, которые в начале полномасштабной вбухали все, что было, в помощь ВСУ и сотрудникам – "пусть лучше пойдет в дело, чем достанется врагу или сгорит". Теперь все иначе – бизнес считает, откладывает, вкладывается в развитие, ведь надо смотреть на перспективу.
И это не плохо. Напротив – это здорово. Мы снова увидели будущее, история не закончилась, мы сохраняем ресурсы, чтобы развиваться.
Это классическое превращение спринтерского рывка в марафон. В краткосрочном кризисе действительно нужна немедленная мобилизация всех ресурсов. Это заложено в нашу природу: выброс адреналина, бей-беги, решай здесь и сейчас, и неважно, сколько ты вложишь, главное – выжить. С долгосрочным кризисом все иначе – необходимо тщательное планирование ресурсов, расчеты, системы.
Умение переживать длительные периоды стресса, адаптируясь к обстоятельствам, – одно из самых ценных качеств человека. Когда начинается шторм, можно забиться в пещеру, бросив на произвол судьбы родные охотничьи угодья, но, когда идет ледниковый период, надо изобретать огонь и шить одежду из шкур более морозостойких существ.
Система, процессы, институты. Именно этого нам всегда так не хватало. Именно это выстраивается прямо сейчас. Жаль только, что такой необъятно высокой ценой.
Источник: Maria Popova / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора