По поводу Новороссии и южнорусской школы (противники назначения Ройтбурда директором Одесского художественного музея утверждали, что он считает представителей южнорусской школы живописи "ничего не стоящими художниками". – "ГОРДОН").
Да, в Российской империи был Новороссийский край. К нынешнему лугандонскому проекту этот топоним имеет такое же отношение, как украденный кремлевскими политтехнологами флаг американских конфедератов. Территория лугандона была окраиной Новороссии. Офис губернатора края был в Одессе. И Новороссийский университет для меня – это Мечников, Ляпунов и Гамов, а не Гиви с Моторолой и Захарченко. Само это слово, если разобраться, не имеет к нынешней России никакого отношения. Как Новая Зеландия к Зеландии. Или американский штат Новая Англия – к Англии. Это еще один украденный флаг.
А еще Украину называли югом России. Еще дедушка Ленин, когда принимал в Кремле батьку Махно, называл его "товарищем с юга России". И проходившая по территории Украины железная дорога до сих пор называется южной. И возникшая в Одессе школа живописи называлась южнорусской. То есть украинской. А сегодня меня обвиняют в посягательстве на южнорусскую школу, рассматривая ее как культурное явление в контексте "русского мира". Они хотят и этот флаг украсть.
Так вот. Южнорусская школа – неотъемлемая часть украинской культуры. Костанди, Нилус, Буковецкий, Эдуардс, Головков, Ганский, Кишиневский, Дворников, кем бы они ни были по этническому происхождению, на каком бы языке они ни говорили, – украинские художники.
Это было общепризнанным фактом еще в советские времена. Их работы в Киеве висели в музее украинского искусства, а не русского. Хотя Киев, как мы все знаем, для марковцев (сторонники бывшего народного депутата Украины и руководителя партии "Родина" Игоря Маркова. – "ГОРДОН") и Оппозиционного блока – не столица. Так что не тащите сюда политику. Эта классификация абсолютно корректна с искусствоведческой точки зрения.
А я, действительно, не большой фанат южнорусской школы. В свое время она была объявлена единственно верным местночтимым художественным направлением. Как передвижники в России. Мне же гораздо интереснее художники, выставлявшиеся на салонах Издебского. Одесские "независимые". Модернисты конца ХХ века. Концептуалисты, трансавангард и новейшие течения. Но это не повод вычеркивать эту школу из истории или "сбрасывать с корабля современности". Именно на южнорусскую школу изначально ориентировался музей, и отменять это задним числом – абсурд.
Одесский художественный музей будет хранить, экспонировать, изучать и популяризировать наследие южнорусских художников, только "русскому миру" мы их не отдадим. Они наши, одесские. А Одесса – это Украина. А Украина – это Европа. Которой в Одессе, как правильно написал один поэт, "все дышит, веет". Хотя пока что, к сожалению, больше веет другим. Но мы это поправим.
Источник: Олександр Ройтбурд / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора