Главное слово, которое определяет ситуацию вокруг Украины сейчас, – неопределенность (извините за непреднамеренную игру слов).
Никто на Западе уже не сомневается в победе Украины. Но никто не понимает, как выглядит российское поражение. Нет картинки послевоенного мира, и никто не хочет идти в неопределенность, особенно в условиях роста активности Китая и других глобальных факторов беспокойства. (Вот почему в западном дискурсе парадоксальным образом сочетаются вера в то, что после Путина в России будет демократия, и осознание невозможности демократии в России.)
Еще раз повторю: война не может закончиться, пока нет картинки послевоенного мирового устройства. Российско-украинская война не локальна, она глобальна как из-за вовлечения десятков мировых игроков, так и из-за разрушения международной системы, сложившейся после предыдущей войны (Второй мировой). От того, как завершится наша нынешняя война, зависит мировой порядок на следующие 50–70 лет.
Именно Украина, как ни странно это звучит, единственная в мире способна сейчас предложить картину будущего. И это не потому, что мы такие умные (ведь мы периферийная, экономически отставшая постколониальная страна, с которой никто никогда не считался, которая отстает в любых мировых рейтингах, которая появилась на первых полосах только год назад, и миллиарды людей впервые узнали о ее существовании, как узнали о существовании Вьетнама после американского поражения), а потому что мы ближе к краю. С нашей точки все видно гораздо лучше. Теперь осталось понять, как это объяснить тем, кто дальше от края, да еще и имеет оптику, неадекватную ситуации, и скорость внутренних изменений, неадекватную скорости внешних (впрочем, мы и сами не успеваем с нашими внутренними изменениями).
От того, насколько голос Украины будет понятен Западу, сейчас зависит завершение войны. Запад начал с умиротворения России, потом перешел к сдерживанию, потом к ослаблению... и теперь не знает, что делать дальше. И мы на уровне государства пока не знаем. Эта неопределенность тормозит, дает России шанс проскользнуть. Время сейчас на нашей стороне, но эта изменчивая субстанция по имени "время" уже переходила туда-сюда несколько раз. Сделать время своим союзником надолго, навсегда можно одним лишь способом – опережая его.
Источник: Валерій Пекар / Facebook