По поводу кулинарного шоу Клопотенко в трапезной церкви Киево-Печерской лавры. Позвольте подойти с религиоведческой точки зрения.
Православный храм – пространство, соответствующим образом освященное и, по традиции, структурированное на три секции (притвор, средняя часть, алтарная часть), которые наследуют еврейский Иерусалимский храм.
Притвор, в сущности, не является сакральным пространством, а лишь введением в него. Туда и в самые суровые времена могли пускать иноверцев и некрещеных. Сакральное пространство – средняя часть, зарезервированная для верных христиан. Алтарь – сверхсакральная, зарезервированная за священниками и диаконами.
Трапезная – монастырская столовая. Она может быть отдельным зданием в комплексе монастыря, пристройкой или расширением притвора. Но в относительно новые исторические времена трапезные также использовались в качестве "зимних" храмов – когда центральный храм консервировали на зиму, чтобы сэкономить на отоплении.
Если непосредственно в трапезной есть престол и антиминс (специальный плат с мощами святых), то она выступает в роли отдельного храма. Соответственно, ее предназначение храмовое и, например, кулинарные шоу там крайне неуместны.
Если в трапезной такого нет, она является столовой или притвором. В обоих случаях приготовление и потребление пищи там не только допустимо, но и нормально, особенно если это с благотворительной целью (насколько мне известно, у Клопотенко именно так). Нормальная и исторически распространенная христианская практика. Более того, современные формы христианского богослужения выросли из раннехристианских благотворительно-молитвенных ужинов – агапе – а те, в свою очередь, из Тайной вечери.
Таким образом, от общего – к конкретному.
1. Я не помню точный план здания трапезной Феодосия и Антония Печерских Киево-Печерской Лавры, но мне кажется, что самая трапезная часть (та, что длинная, под серой крышей) в ней или вообще отдельная пристройка, или удлиненный притвор. В то время как основная и алтарная часть – под зеленым куполом, копирующим структуру Софии Константинопольской.
2. Если это так и если Клопотенко писал программу именно там, я не вижу причин для замечаний чисто с точки зрения традиции, потому что приготовление пищи с благотворительной целью совпадает с функциональными целями здания. Я, конечно, понимаю, что многих это могло триггернуть именно потому, что воспринимается частью храма, но будем честны, наши ощущения не всегда коррелируют с нашим вероучением.
3. Если же там отдельно в том помещении престол с антиминсом или если программа писалась в основной части здания (под куполом), а некоторые комментаторы говорили мне, что именно так и было, хотя, например, отец Георгий Коваленко утверждает, что нет – это грубая ошибка с нескольких точек зрения. Окей, у нас светское государство и не должно руководствоваться религиозными учениями, но это, во-первых, не означает, что следует раздражать граждан на ровном месте, во-вторых, очень неудачная подача на пророссийские силы, и в-третьих, просто нарушение правил эксплуатации памятника культуры. То есть игра свеч не стоит. Проще было либо выбрать другую локацию, либо просто ограничить действие притвором.
P.S.: Отдельно замечу, что памятником истории или давно намоленным храмом эта трапезная не является. Это одно из самых молодых зданий Лавры, построенное в 1895 году, и из-за советского господства большую часть своей истории оно не использовалось по назначению. Ну и, зная некоторые особенности владыки Павла, я могу [предположить] – и опасаюсь, – что это здание видело что-то более страшное, нежели прическа Клопотенко.
Источник: Victor Tregubov / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора