При жизни к творчеству Куинджи относились по-разному: критиковали и восхищались в равной мере. Художник создал оригинальную авторскую технику живописи – его картины как будто светились изнутри. Критики и посетители выставок подозревали, что он прячет за полотном лампу – настолько фантастическим был эффект. Некоторые даже утверждали, что Куинджи заключил сделку с дьяволом. Также ходили слухи, что друг художника, химик Дмитрий Менделеев снабжает его некими светящимися красками.
Картина "Украинская ночь". Фото: artchive.ru
Действительно, Куинджи использовал необычные краски с битумом – так называемым асфальтовым покрытием. Они имели коричневатый цвет и едва уловимое свечение. Позже их начали использовать для глазирования поверхности.
Но в битуме был свой минус – со временем изображение темнело. Так произошло с одним из самых знаменитых полотен Куинджи – "Лунная ночь на Днепре". Князь Константин Романов, который приобрел это полотно, буквально стал одержим им и возил за собой везде. В морском круизе картина поменяла свой облик – потемнела, краски потеряли блеск.
Но использование битума было не единственным секретом Куинджи. От природы он обладал особо тонким восприятием цвета, а потому не брал готовые цвета палитры: белый, черный, серый. Он создавал их самостоятельно, смешивая несколько тонов. Благодаря сложности оттенков и использованию контрастных цветов казалось, что от них исходит свет.
"Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи", – говорил о Куинджи его коллега Илья Репин.
Всего в творческом наследии художника более 200 картин. В последние годы жизни он активно давал уроки живописи. Самые известные его ученики – Николай Рерих, Константин Богаевский, Вильгельм Пурвитис, Григорий Калмыков, Евгений Столица.