Эксперт прокомментировал потенциальные последствия решения Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), от 27 мая 2025 года.
"В июле – августе ожидается определенный дефицит мощностей в вечерние пики, что приведет к необходимости увеличения импорта, который будет осуществить невозможно из-за искусственных ценовых ограничений", – отметил он.
Регулятор аргументировал свое решение тем, что средние цены на электроэнергию в ЕС ниже украинских, а также сослался на более низкие расценки на рынке двусторонних договоров (ДД) по сравнению с рынком сутки наперед (РСН). Однако, по мнению Омельченко, такие сравнения некорректны.
"В таких странах, как Германия, Испания, Португалия, действительно фиксируются минусовые цены в дневные часы из-за профицита солнечной генерации. Но Украина относится к торговой зоне Центральной Европы – Польша, Венгрия, Словакия, Молдова, Румыния. И профиль потребления здесь совсем другой", – пояснил он.
По словам эксперта, в пиковые вечерние часы украинские цены часто выше или сравнимы с европейскими.
"В определенные дни цены упирались в потолок price cap свыше 15% времени торгов. Импорт в таких условиях становится коммерчески невыгодным", – подчеркнул Омельченко.
По его словам, даже при якобы дешевой электроэнергии в ЕС украинские потребители не проявляют значительного интереса к импорту.
"Вопрос: если цены в ЕС так низки, как утверждает НКРЭКУ, то почему наши крупнейшие промышленные потребители не выстроились в очередь для закупки импортного ресурса?" – спрашивает он.
По мнению эксперта, при прогнозируемом росте потребления летом из-за жары и ограниченных возможностей генерации, в частности ТЭС и ГЭС, действующие ценовые ограничения превращаются в системный риск для стабильности энергоснабжения.