Апелляция не поможет отменить решение Северо-Кавказского окружного военного суда в Ростове-на-Дону, который признал виновными фигурантов так называемого первого симферопольского дела "Хизб ут-Тахрир" в организации или участии в деятельности террористической организации и приговорил их к отбыванию наказания в колонии строгого режима. Поэтому защита обвиняемых подаст жалобы в Европейский суд по правам человека, сказала в комментарии изданию "ГОРДОН" адвокат, защищающая фигуранта дела Айдера Салединова, Лиля Гемеджи.
"Мы видим, что сроки в приговорах увеличиваются. В первой группе крымских татар организаторам дали от пяти до 15 лет, во второй "бахчисарайской" группе – от девяти до 17 лет. А вот в "симферопольской" группе люди получили сроки от 12 до 18 лет. Суммарно участники последней группы получили 68 лет. Почему увеличиваются сроки? Протестное движение в Крыму не может не привлекать внимания международного сообщества. Поэтому силовики пытаются его подавить огромными сроками. Безусловно, на оправдательный приговор никто сейчас не рассчитывал. Он был вынесен задолго до самого суда, еще в момент задержания. Репрессивная машина РФ не имеет ничего общего с борьбой с терроризмом. Поэтому сроки, к которым приговорили наших подзащитных, просто огромные, они ничем не подкреплены", – подчеркнула Гемеджи.
Доводы стороны обвинения она назвала "плодом больной фантазии".
"Доказательная база не выдерживает никакой критики. Все, на чем она держится, – это комплексная экспертиза. В качестве религиоведа там выступает культуролог, а лингвисты трактуют крымскотатарские слова лишь с помощью словарей. Также есть скрытые свидетели, о которых ничего не известно. Свидетель в деле "симферопольской" группы даже имена наших подзащитных неправильно называл. Ребята были готовы к таким приговорам. Айдер Салединов, ожидая решения суда, попросил лишь положить этот приговор с ним в могилу. Чтобы на суде перед Всевышним показать: его осудили несправедливо. Никакой террористической деятельностью наши подзащитные не занимались. Все доводы стороны обвинения – лишь плод их больной фантазии", – отметила адвокат.
По ее словам, до рассмотрения апелляции фигуранты дела будут находиться в СИЗО Ростова.
"Защита обязательно направит апелляционную жалобу. До этого ребята будут оставаться в ростовских СИЗО. Потом их отправят в колонии по всей России. Мы уверены, что апелляция не поможет и решение суда первой инстанции останется в силе. Разве что будут изменения в сроках. Без политической воли властей РФ ничего не изменится. Безусловно, мы будем жаловаться и в ЕСПЧ. На данный момент под следствием остается вторая "бахчисарайская" группа из восьми человек, "красногвардейская" группа из трех человек, вторая "симферопольская" группа из 25 человек, "белогорская" группа из трех человек, "алуштинская" группа из четырех человек и "ялтинская" группа из шести человек", – резюмировала Гемеджи.
Военная коллегия приговорила Теймура Абдуллаева к 17 годам тюрьмы, Узеира Абдуллаева – к 13 годам, Рустема Исмаилова – к 14 годам, Айдера Салединова и Эмиля Джемаденова – к 12 годам.
Исмаилову, Абдуллаеву и Джемаденову суд дал на год больше, чем просило обвинение.
Мужчины были задержаны в октябре 2016 года после обысков у них дома. Им предъявили обвинения по ч. 2 ст. 205.5 Уголовного кодекса РФ за членство в организации "Хизб ут-Тахрир". В декабре 2018 года их этапировали в СИЗО российского Ростова-на-Дону.
"Хизб ут-Тахрир" – международная исламская политическая организация, призывающая к объединению всех мусульманских стран в халифат, но отвергающая террористические методы борьбы. Россия признала организацию террористической в 2003 году, деятельность "Хизб ут-Тахрир" на территории страны запрещена. В рамках украинского законодательства "Хизб ут-Тахрир" является легальной организацией. В странах Западной Европы и Северной Америки она также не запрещена, за исключением административных ограничений на ее деятельность в Германии.
По состоянию на май 2019 года по "делу крымских мусульман" были лишены свободы 57 человек, говорится в отчете Крымской правозащитной группы.
Россия аннексировала Крым после силовой блокады украинских воинских частей и незаконного референдума 16 марта 2014 года. Присоединение полуострова к РФ не признается Украиной и большинством стран мира. После аннексии Крыма, по данным правозащитников международной организации Human Rights Watch, ситуация с правами человека на полуострове значительно ухудшилась. Под различными предлогами, включая борьбу с экстремизмом, власти преследуют людей, которые осмеливаются открыто критиковать действия России на полуострове, в особенности – крымских татар.