Следствие по делу о пожаре и взрывах на территории склада боеприпасов в Балаклее Харьковской области с 2017 года было сфокусировано только на версии атаки российского беспилотника, альтернативные версии отбрасывались, а тех, кто их выдвигал, отстраняли или увольняли. Об этом на брифинге в Киеве 27 апреля заявил глава временной следственной комиссии (ВСК) Верховной Рады Давид Арахамия ("Слуга народа"), передает корреспондент издания "ГОРДОН".
"Каким-то магическим образом люди, оказывавшие сопротивление этой версии, были вынуждены увольняться из главной инспекции Министерства обороны и из военной прокуратуры. На людей оказывали давление. Как только СНБО заявил, что это был беспилотник, у следствия фактически была только эта версия, остальные просто не рассматривались", – сказал нардеп.
Он напомнил, что ВСК пришла к выводу о подрыве арсенала закопанными в землю боеприпасами, но устанавливать, кто и каким образом заложил взрывчатку, не относится к полномочиям депутатов.
"Тринитротолуол и ТЭН характерны для снарядов фугасного принципа действия. В составе горевших боеприпасов не было этих веществ. Они были обнаружены на дне [воронок], это означает, что кто-то их туда заложил", – заявил Арахамия.
Версия с беспилотником несостоятельна еще и потому, что радары "Украероруху", якобы зафиксировавшие неизвестный аппарат в районе Балаклеи, могут определять летательные аппараты размером не меньше, чем вертолет Ми-8, подчеркнул глава комиссии. Он назвал результаты следствия, которое вела Служба безопасности Украины, неудовлетворительными.
"Следственный процесс, по нашему мнению, был предвзят. Надо рассматривать другие версии. Результат работы комиссии в том, что надо настаивать на переносе следствия из этого органа", – подытожил Арахамия.
Взрывы на арсенале в Балаклее Харьковской области начались в ночь на 23 марта 2017 года. Пожар удалось окончательно потушить к 26 марта, очисткой территории вокруг складов саперы занимались около месяца. В результате взрывов пострадали пять человек, погибли две женщины. В 10-километровую зону поражения попали 36 тыс. человек, пять домов в Балаклее были разрушены, более 300 – повреждены.
Тогдашний главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос заявлял, что пожар мог произойти в результате диверсии. По его словам, перед взрывами на складе в Балаклее был слышен гул аппарата, похожего на беспилотник. Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков называл инцидент прямым актом агрессии России.
Арахамия в марте 2020 года называл ход следствия "политически ангажированным". В Службе безопасности Украины утверждения нардепа отвергли, подчеркнув, что "комплексная экспертиза подтвердила основную версию следствия".