Компания – владелец арестованного судна "Мрія", которое СБУ подозревает в поставках топлива для подразделений Черноморского флота России в Севастополь в 2015 году, приобрела его в 2018-м и перед покупкой запросила информацию у всех заинтересованных ведомств, нет ли претензий к данному судну. Об этом в колонке для ZN.UA 23 августа написал директор компании-владельца судна ТОВ "Тефин" Даниил Чалый.
"Получив "добро", мы назвали бывший танкер Vilga "Мрія", оформили на украинскую компанию и водрузили на корму украинский флаг (это достаточно редкая практика, большинство судов выбирают оффшорные юрисдикции). Теперь, оказывается, вопросы появились. В это сложно поверить, но все обвинения против "Мрії" основаны на… скриншотах с некоего новостного сайта. Во время обысков СБУ изучила все судовые документы и навигационные данные и не нашла никакой информации о заходе судна в Крым. Скажу больше: никаких подтверждений захода в оккупированные порты на сегодня не существует", – отметил он.
Чалый подчеркнул, что даже если Vilga в 2015 году заходила в порт Севастополя, то, согласно закону, это не может служить основанием для его конфискации.
"Во-первых, такое судно не может быть признано вещественным доказательством. Оно не содержит и не может содержать никаких следов входа в Крым в 2015 году. Соответствующая статья Уголовного кодекса Украины (ст. 332-1) предусматривает ответственность именно за нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины. Объектом этой статьи есть установленные порядок въезда на оккупированную территорию, а не сама государственная граница. Поэтому судно, с правовой точки зрения, не является орудием совершения такого преступления и не подлежит изъятию либо конфискации. Во-вторых, новый собственник и новая команда судна не может нести имущественную ответственность за нарушение порядка въезда в оккупированный Крым. Поэтому, согласно положениям Уголовного процессуального кодекса Украины, судно у нового собственника невозможно изъять", – заявил руководитель компании.
Он добавил, что это отлично знают и понимают работники крымской прокуратуры и в аналогичных ситуациях отпускают судна.
"Ну и в завершение: уголовное производство, в рамках которого арестована "Мрія", зарегистрировано еще в 2014 году или за год до предполагаемого захода в Крым. Считаю, что опять-таки для усиления крайне слабой позиции прокуроры распространили информацию об участии "Мрії" в контрабанде нефтепродуктов. Мол, судно курсирует не полностью заполненным, что якобы свидетельствует о сливе топлива "по дороге", – объяснил он. – В реестре судебных решений нет ни одного судебного решения, которое бы подтверждало, что ООО "Тефин" и его должностные лица подозревались в контрабанде. Также нет ни одного уголовного производства в отношении ООО "Тефин" или его должностных лиц в связи с контрабандой топлива".
По версии следствия, "Мрія" под названием "Вилга" в 2015 году поставляла нефтепродукты в оккупированный Симферополь.
13 августа Херсонский городской суд отказался арестовывать судно. 19 августа Херсонский апелляционный суд удовлетворил апелляцию прокуратуры и наложил арест на "Мрію".