$41.28 €43.46
menu closed
menu open
weather -2 Киев
languages

Экономист Найман: По уровню инфляции и реальных процентных ставок Украина вернулась в начало 90-х, а по ВВП в – 2005 год

Экономист Найман: По уровню инфляции и реальных процентных ставок Украина вернулась в начало 90-х, а по ВВП в – 2005 год Найман считает, что надо затянуть пояса и надеяться на иностранные инвестиции
Фото: Инвестиционный портал "InVenture" / Facebook
Управляющий партнер инвесткомпании Capital Times Эрик Найман, сравнивая у себя на Facebook два кризиса, постигнувших Украину за последнее десятилетие, приходит к выводу, что в нынешней ситуации вернуться на путь экономического развития стране будет гораздо сложнее.

В кризис 2008 года Украина вошла располневшей от денег. Бизнес был ожиревшим от беспорядочного употребления денежных "гамбургеров и пиццы с колой". Кризис вернул бизнесменов на землю. Заставил заняться спортивным управлением компаниями и войти в форму.

В кризис 2014 года Украина вошла высушенной и поджарой – стагнация-то началась еще в конце 2011 года ("спасибо" политике стабильного курса гривны любой ценой, грабительскому газовому контракту с Россией, а также беспредельному обворовыванию страны чиновниками всех мастей). Банки к 2014 году только-только встали с больничной койки и оказались самым слабым звеном украинской экономики.

Естественная реакция людей на "зачистку" НБУ – бегство

Единственным методом лечения банковской системы НБУ признал кровопускание и пустил "под нож" миллиарды гривен, которые принадлежали лояльным к Украине людям и бизнесменам (не побежавшим в самые трудные для страны месяцы).

Естественная реакция людей на "зачистку" НБУ – бегство. И после первой волны бегства депозитов в Крыму и на Донбассе (весна 2014 года) Украину накрыла непрекращающаяся и сегодня вторая волна обескровливания банковской системы.

Половина депозитной базы банковской системы формируется за счет денег состоятельных граждан. И они вряд ли вернут деньги в банки. В гривне не принесут, поскольку низкие процентные ставки (с учетом инфляции и подоходного налога). В долларах не принесут, потому что невозможно будет их снять впоследствии. И вообще не принесут, ведь сумма гарантирования 200 тыс. грн (всего лишь порядка 8 тыс.долл.) – смехотворная, а ее еще нужно суметь забрать из ФГВФЛ, часто через суд, прокуратуру и с большим опозданием.

И людям, и бизнесу, и государству придется потуже затянуть пояса и надеяться на иностранные инвестиции

Вторая половина депозитной базы – это миллионы обычных украинцев. Они, конечно же, свои небольшие сбережения в банках держат. Вот только сбережений этих больше нет, а у кого еще есть, тот отдаст за высоченные коммунальные тарифы и оставит в магазинах – зарплаты никак не поспевают за инфляцией.

По уровню инфляции и реальных процентных ставок Украина вернулась в начало 90-х. Процентные ставки расти не могут, так как спроса у бизнеса на сверхдорогие деньги нет. Но и снижаться при инфляции под 50% ставкам тоже некуда.

В деньгах (ВВП) Украина вернулась на уровень 2005 года. Правда, тогда мы росли снизу вверх, а сейчас падаем. А это две большие разницы  психологическая инерция сказывается.

Итог  притока денег в банковскую систему ждать не приходится. А без депозитов нет кредитов. А без кредитов нет экономического роста и переполнения бюджета. Поэтому и людям, и бизнесу, и государству придется потуже затянуть пояса и надеяться на иностранные инвестиции.

Вот только тот, кто платит, тот и заказывает музыку.