Добыча угля в Украине снижается из-за отсутствия инвестиций, заявил в комментарии порталу "Обозреватель" директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.
Так он прокомментировал интервью заместителя директора Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Марины Петров порталу "Энергореформа". Она сказала, что нынешние цены на газ в Украине создали стимулы для внутренней добычи.
"Важной причиной, почему не растет добыча газа, является то, что Украина покупала российский газ дорого, а добытый в украинских недрах газ правительство выкупало за копейки. В результате "Укргазвидобування" и другие госкомпании недоинвестировались, не внедряли новые технологии по добыче газа. Добыча при отсутствии инвестиций сокращалась, поэтому приходилось покупать еще больше российского дорогого газа", – считает Петров.
Владимир Омельченко в ответ заявил, что низкие цены на природный газ в Украине раньше стимулировали импорт, а не собственную добычу, и что такая же ситуация складывается и с углем собственной добычи.
"В течение многих лет подобная картина была и в угольном секторе – разница между реальной себестоимостью и ценой продажи покрывалась за счет госбюджета через дотации. Но отрасль со временем деградировала, и мы подошли к этапу, когда возник дефицит угля", – считает эксперт.
Он добавил, что привязать цену собственного угля к цене на европейских биржах – это правильный шаг перед формированием конкурентного рынка, но сейчас формула "Роттердам плюс" отстает от реальных цен на год.
"Сейчас по Роттердаму цена ниже себестоимости добычи на государственных шахтах Украины. Стоимость украинского угля не может быть ниже импортного паритета. Я думаю, что если такая разница долго будет держаться, инвестиционного ресурса у шахт не будет и роста добычи угля в Украине не произойдет", – уверен Владимир Омельченко.
Директор Европейского энергетического сообщества Януш Копач 17 октября заявил, что рыночные цены на энергорынке способствуют созданию конкурентных условий, страны Евросоюза уже отошли от ручного принципа формирования цен на энергоносители и тарифов, и это помогло им создать конкурентные рынки газа, электроэнергии, тепловой энергии, угля, нефти и нефтепродуктов.
Либерализацию цен на энергоресурсы Украина начала в 2016 году. 27 апреля 2016 года Кабмин уравнял цены на газ для промышленности и населения и определил формулу определения цены как сумму котировок в европейском хабе NCG (Дюссельдорф) и доставки к украинско-словацкой границе.
Аналогичная формула "Роттердам плюс" используется для расчета оптовой рыночной цены на электроэнергию: цена угля для производства электроэнергии основывается на котировках угольного хаба ARA (Амстердам–Роттердам–Антверпен) плюс доставка в украинский порт.