Она напомнила, что механизм углеродной корректировки импорта начал действовать с 1 октября 2023 года в тестовом режиме, без оплаты за сертификаты CBAM. С 2026 года импортерам придется покупать CBAM-сертификаты.
"По предварительным расчетам, с учетом актуальной цены тонны СО2 на рынке ЕС дополнительная нагрузка на украинского производителя при экспорте 1 млн тонн цемента составит около €10 млн", – сказала Крипка.
Она подчеркнула: расходы на CBAM-сертификаты будут делать украинский экспорт неконкурентоспособным в условиях военного положения и невозможности во время войны провести модернизацию отечественных предприятий, чтобы сравняться в выбросах углерода с европейскими компаниями. Поэтому нужно апеллировать к норме по форс-мажору, которая содержится в законодательстве ЕС.
"Согласно ч. 7 ст. 30 регламента CBAM: "Если произошло непредсказуемое, исключительное и неспровоцированное событие, которое находится вне контроля одной или более третьих стран, на которые распространяется действие CBAM, и это событие имеет разрушительные последствия для экономической и промышленной инфраструктуры такой страны или стран, комиссия оценивает ситуацию и подает Европейскому парламенту и совету отчет, определив необходимые временные меры для преодоления этих исключительных обстоятельств", – указала Крипка.
Одним из таких подходов может быть применение декларативного подхода к товарам, импортируемым из Украины в ЕС и подпадающим под действие CBAM. То есть фактически это будет тот же подход, как и для остальных стран, но без взимания платы за выбросы, что критически важно для украинской промышленности.
"Использование декларативного принципа CBAM к украинскому производителю поможет частично аккумулировать ресурсы после окончания войны, направив их на решение вопросов общегосударственной цепи декарбонизации. Мы обратились к правительству Украины о проведении переговоров с Еврокомиссией относительно применения декларативного метода CBAM для Украины на период военного положения и несколько лет на период восстановления. Мы получили ответ от Минэкономики, что переговорный процесс начался", – резюмировала директор ассоциации "Укрцемент".