"В Украине 89% стали производится мартеновским или кислородно-конвертерным способом, что означает достаточно высокую среднюю углеродную интенсивность. Поэтому Украина может потерять весь свой экспорт заготовки и сортового проката в результате внедрения CBAM: наша продукция будет неконкурентоспособной по отношению к продукции, производимой электросталеплавильным способом в ЕС", – объясняют в GMK Center.
Продажи чугуна также могут остановить, поскольку платежи CBAM за поставку чугуна могут достичь $160 за одну тонну в 2030 году.
Ежегодно украинские компании экспортируют в ЕС 55–60 тыс. тонн металлопродукции: металлоконструкции, резервуары, контейнеры, болты, винты. Такие компании не имеют первоначального производства чугуна или стали. Но поскольку металлургическая продукция подпадает под регулирование CBAM, они должны также предоставлять данные импортерам из ЕС для отчетов CBAM.
"Сбор таких данных может быть сложным, особенно если компания не производит чугуна или стали напрямую. CBAM может стать новым техническим барьером для торговли и увеличить административные расходы малых и средних экспортеров и импортеров. Затруднения с предоставлением данных окажут негативное влияние на цены экспортируемой продукции", – отмечают аналитики GMK Center.
Контекст
Уплата CBAM на общих условиях приведет к окончательной потере конкурентоспособности украинскими производителями, поэтому правительству нужно начать переговоры по присоединению к СВАМ на декларативных условиях, то есть представлять отчетность, но без уплаты пошлины, заявила директор ассоциации "Укрцемент" Людмила Крипка.
Президент ОП "Укрметаллургпром" Александр Каленков отметил, что украинское правительство может на таких переговорах опираться на войну как форс-мажорное обстоятельство, имеющее разрушительные последствия для экономики и промышленности страны.
В мае 2023 года ЕС одобрил регламент пограничной углеродной корректировки. В настоящее время действует переходный период по внедрению CBAM, в рамках которого с 1 августа 2024 года компании, поставляющие товары в ЕС, должны передавать собственные расчеты выбросов, касающиеся не только собственных производимых товаров, но и выбросов, сформированных в процессе производства сырья, которое используют в производственном процесе. С 2026 года нужно будет подтверждать данные о выбросах с помощью независимых верификаторов компаний и покупать соответствующие сертификаты на выбросы в случае превышения норм ЕС.
Если Украина не договорится о переходном периоде, этот налог будет стоить предприятиям до €1,2 млрд ежегодно, заявляла координатор комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской бизнес-ассоциации Ольга Бойко.
В марте 2024 года издание Politico заявило, что Европа, с одной стороны, оказывает финансовую поддержку Украине, а с другой – вводит налог на выбросы углерода. Такого ущерба можно избежать с помощью переговоров с ЕС, поскольку в законодательстве есть норма, по которой страна может иметь льготы от уплаты налога в случае форс-мажорных обстоятельств.