"В 2021 году, до начала полномасштабной войны, на топливные энергоресурсы приходилось более половины всех экспортных доходов РФ. Экспорт нефти обеспечивал 22,3%, а нефтепродуктов – почти 14%. На природный газ приходилось только 12,7% совокупных экспортных доходов. С началом полномасштабной агрессии россияне пытались шантажировать Европу, ограничивая поставки газа. Однако европейцы нашли новых поставщиков, а российский экспорт природного газа обвалился. Следовательно, еще больше возросла значимость экспорта нефти и нефтепродуктов для экономики агрессора", – отметил экономист.
Он добавил, что главную роль в возможности РФ удерживать экспорт нефти и соответствующие доходы играют три группы факторов.
"Китай, Индия и Турция стали ключевыми потребителями российской нефти. Спрос в этих странах настолько велик, что они вполне могут забирать всю российскую нефть при необходимости и при благоприятной ценовой конъюнктуре. При этом обе страны при первой же возможности прибегают к манипуляциям, чтобы получить скидку на российскую нефть. Из Турции российские нефть и нефтепродукты часто попадают в Европу, а дизтопливо, произведенное в Индии из российской нефти, полностью легально импортируется странами ЕС", – написал Прокип.
Второй группой факторов он назвал соглашение в рамках ОПЕК+ по сокращению добычи, что способствовало более высоким ценам на нефть, и последствия этого решения.
"А это, в свою очередь, компенсировало более высокие логистические расходы по доставке нефти в Китай и Индию. А логистика действительно подорожала: одно дело из портов Балтийского и Черного моря поставлять в Европу, а другое – в Индию и Китай. Хотя вблизи этих стран есть порты, поставляющие российскую нефть, в том числе и ESPO, которая качественнее, чем ключевая марка российской нефти Urals", – пояснил эксперт.
Но основным фактором Прокип считает так называемый теневой флот – танкеры, сформировавшие структуру параллельного судоходства с сотнями танкеров непрозрачной собственности. Эти суда осуществляют поставку нефти в обход санкций и ценовых ограничений.
"Фактически это именно то, что позволяет агрессору сохранять доходы и дальше финансировать войну против Украины. И что очень важно – количество санкций, примененных в отношении судов "теневого флота", очень мало. А их эффективность часто оказывается призрачной. Таким образом, создана лазейка для относительно спокойного заработка агрессором на ключевом его ресурсе – нефти. При этом россияне постоянно добавляют новые суда в этот флот, тем самым нивелируя эффективность уже существующих санкций", – написал руководитель энергетических программ Украинского института будущего.