Банковские активы, принадлежащие государству, нужно продавать, для этого необходима стратегия развития госбанков, так как доля государства в этом секторе выросла с 8% в 2015 году до 60% в 2018-м, заявил народный депутат от Радикальной партии, экс-глава парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка в эфире телепрограммы "Дикий Карасев" на канале NewsOne.
"Я не знаю уже, кто у нас важнее для банковской системы – глава Нацбанка или министр финансов, у которого в подчинении все госбанки. Нужна стратегия, что делать с этими банками, какие надо развивать, а какие – продавать", – заявил нардеп.
Он рассказал, что три недели назад Минфин представил стратегию развития госбанков на заседании финансового комитета Рады, но у народных депутатов возникли вопросы к этому документу.
"Например, "ПриватБанк", который планируют очистить от плохих кредитов, развить, а затем продать. И министр сказал, что из банка сделают "конфетку". У меня вопрос – а зачем тогда продавать банк, если он так хорош? Может быть, лучше другой банк продать, который более сложен для государства, чем тот, что будет работать прибыльно? Нужна стратегия и нужно снижать долю госбанков, 60% в системе – это слишком много", – считает Рыбалка.
Новый глава НБУ Яков Смолий для эффективной работы должен не только собрать новую команду, но и выработать стратегию, отметил политик.
"Яков Смолий поддержал подготовленные нашим комитетом изменения в закон "О национальном банке Украины", а также поддержал создание Кредитно-экспортного агентства. Но у меня сомнения – с кем новый глава будет работать, будет ли новая команда? У нас есть проект закона "О Нацбанке", где мы предлагаем повысить роль наблюдательного совета. Мы предлагаем увеличить его влияние на политику НБУ", – заявил нардеп.
Он считает, что Нацбанк вместе с Кабмином должны стимулировать кредитование предприятий и привлекать бюджетные средства для компенсации сниженных кредитных ставок, а также законодательно урегулировать рынок криптовалют.
"В мире нет единого рецепта, как регулировать рынок криптовалют. Кто-то запрещает, кто-то разрешает, но у нас два законопроекта уже есть, мы решили сделать один качественный, провели много круглых столов с участниками рынка и экспертами. Мое мнение: люди (покупатели и продавцы) должны быть идентифицированы. Один из важных пунктов законопроекта: при совершении операции покупки-продажи криптовалюты участник операции подписывает электронную анкету, где подтверждает, что по своей воле совершает высокорисковую операцию и что понимает – государство не несет за это никакой ответственности. Далее – в проекте отдельно регулируется вопрос майнинга криптовалют. Я считаю, что СБУ и прокуратура под вымышленными причинами кошмарят этот вид деятельности. Майнеры будут платить налог. Сумма налога – в процессе дискуссии. Нам надо принять закон, который не только пройдет в комитете, но чтобы он был принят в парламенте", – отметил Сергей Рыбалка.
Согласно решению правительства от 18 декабря 2016 года, государство на 100% стало собственником "ПриватБанка". НБУ в июле 2017 года опубликовал отчет финансового аудита "ПриватБанка", проведенный компанией Ernst&Young, согласно которому накануне национализации банк представлял собой финансовую пирамиду.
После этого экс-владельцы банка, а также связанные с ними офшоры и физические лица начали подавать десятки исков в украинские суды, в которых обжалуют процедуру национализации и требуют компенсаций за связанные с ней финансовые потери. 16 января НБУ заявил, что согласно расследованию компании Kroll, до национализации "ПриватБанк" был объектом масштабного мошенничества, которое привело к убыткам минимум в $5,5 млрд.
Прямые фискальные расходы на докапитализацию "ПриватБанка" достигли 7% ВВП, рассказала экс-глава НБУ Валерия Гонтарева, когда отчитывалась в парламенте по итогам своей работы перед отставкой и передачей поста Якову Смолию.