Самопровозглашенные республики находятся на грани гуманитарной катастрофы, за которую российский президент Владимир Путин не хочет нести ответственность, сказал в комментарии "ГОРДОН" украинский дипломат, эксперт по вопросам международной политики Александр Чалый.
"Сегодня в "ЛНР" и "ДНР" мы подходим к очень глубокой гуманитарной катастрофе и, конечно, кто-то должен за это ответить. Эти территории – очень горячий уголек, и все его перебрасывают из рук в руки, потому что рано или поздно и глобальный мир, и народ Украины, и народ России, и европейские народы поставят вопрос о том, кто будет нести ответственность за катастрофу, которая надвигается на регион. Путин дает четкие сигналы, что это часть Украины, и поэтому он никакой ответственности за то, что там происходит в гуманитарном плане, на себя брать не хочет. Этим объясняется позиция Российской Федерации, они очень четко артикулируют, что это ни в коем случае не будущая часть территории России и ни в коем случае они не хотят признавать за ними тот статус, который они признали за Абхазией и за Осетией", – сказал эксперт.
По словам Чалого, Путин дает четкие сигналы о том, что считает Донбасс частью Украины.
"Путин дает четкие сигналы на Запад и в Киев, что он не видит "ДНР" и "ЛНР" самостоятельными юридическими субъектами. Он четко дает понять, что ни в коем случае он не рассматривает их как возможную часть Российской Федерации, как это имело место с Крымом. Такие сигналы очень четкие и сегодня есть понимание, что это – его реальная позиция на Западе. Я думаю, в Киеве это тоже понимают. Почему он так поступает? Любые действия, которые бы приводили к дальнейшей эскалации конфликта с точки зрения отторжения этих частей Украины от Украины, четко связаны с усилением санкций против России. Для России это неблагоприятный сценарий, тем более, что в феврале заканчивается год с момента принятия санкций и их анализа на предмет, отменять их или не отменять. Для России важно, чтобы в этот период не произошло никаких негативных тенденций развития", – сообщил он.
Эксперт считает, что восстановление разрушенных районов может серьезно подорвать экономику страны.
"Ситуация состоит в том, что если одна Украина окажется ответственна за преодоление гуманитарной катастрофы, за дальнейшую реконструкцию и восстановление этих регионов, это значительной мерой будет подрывать социально-экономическую ситуацию как в регионе, так и во всей Украине. И этот момент также срабатывает. Сегодня главный инструмент воздействия на Украину со стороны России – не вооруженные инструменты, а дестабилизация ситуации на востоке, которая расшатывает ситуацию во всей Украине и может привести к социально-экономическому кризису. В этом плане для России было бы важно, чтобы Украина как можно больше финансовых, социальных и других ресурсов вкладывала в данный регион", – заявил Чалый.
По мнению Чалого, если украинские власти не предпримут мер, то проблемы могут расползтись по всем регионам Украины.
"Если у нас нет политического ресурса создать реальную дипломатию для урегулирования этого конфликта, мы должны называть вещи своими именами, что "ЛНР" и "ДНР" – де-факто и де-юре территория, оккупированная или внешним агрессором, или террористическими образованиями. Если в ближайшее время мы не найдем однозначного ответа на один из этих вопросов, гангрена той гуманитарной, социально-экономической, геоэкономической, геополитической катастрофы, которая происходит на востоке Украины, имеет все шансы распространиться дальше на запад, на остальные украинские территории", – заявил он.
По словам Чалого, время непринятия решений прошло.
"Время непринятия решения прошло – страна стоит перед необходимостью принять важнейшие стратегические решения и назвать вещи своими именами. Либо мы соглашаемся на переговоры с участием РФ и пытаемся услышать, что хотела бы в результате урегулирования Российская Федерация; либо мы четко называем, что эта часть оккупирована агрессором или террористическими организациями, и снимаем с себя ответственность за эти регионы. А в соответствии с Женевскими конвенциями, ответственность за них, в том числе и за гуманитарную ситуацию, несет государство-оккупант или те террористические организации, которые де-факто и де-юре их оккупировали. Вот, другого пути нет", – сообщил эксперт.
"А позиция России – держать в неопределенном положении, то есть ни войны, ни мира. Сегодня такая политика в большей степени отвечает российским стратегическим интересам", – подытожил Чалый.
Какие планы у Путина относительно "Новороссии"?
Из проекта речи президента РФ Владимира Путина в последний момент убрали упоминание о "массовом уничтожении собственных (украинских) граждан", сообщил корреспондент американского журнала TIME Саймон Шустер.
У Путина нет ни экономических, ни политических, ни дипломатических в международном смысле, ни даже военных ресурсов для того, чтобы расширять идеологию "Новороссии", считает российский политолог Дмитрий Орешкин.