По мнению первого президента Украины, заявления оппозиции о мирном натиске изначально означали провокацию для применения силы, и еще на воскресном народном вече можно было спрогнозировать силовое развитие событий.
Об этом 80-летний политик рассказал Gordonua.com.
"Все эти месяцы мы работали над тем, как прийти к взаимопониманию и начать процесс сближения интересов власти, общества и оппозиции. И мне уже казалось, что первые шаги к компромиссу уже были сделаны. Но после воскресного выступления лидеров оппозиции на Майдане мне стало жутко, я понял, что речь идет о новом силовом противостоянии" – пояснил Кравчук.
Он оказался озадачен призывами оппозиции.
"Я никак не мог понять, каким образом мирное давление могут осуществить колонны, которые призывали идти к парламенту. К сожалению, случилось то, что я предвидел. Колонны пришли и начали действовать силовым способом. А на иное и нельзя было надеяться", – посетовал Кравчук.
По словам первого президента, текущая ситуация значительно отличается от той, что была еще несколько дней назад, так как власть в свое время первой применила к протестующим силу, а сегодня это сделали митингующие.
"Митингующие первыми применили силу, причем очень специфичным способом. Они попытались Верховную Раду заставить голосовать так, как хочет оппозиция. То есть права голоса у депутата уже нет, а он имеет право голосовать, так как ему скажет оппозиция. А раньше было с точностью до наоборот, и власть требовала от оппозиции голосовать, так как она хочет", – пояснил политик.
По его словам, если бы перед ним стояла дилемма: голосовать так, как заставляют, или смерть, он бы выбрал последнее.
"Вольтер когда-то сказал: "Я не согласен с Вашим мнением, но готов умереть за то, чтобы Вы его высказывали". Исходя из этих слов я хочу сказать, что нельзя заставлять человека делать так, как кто-то хочет", – подчеркнул Кравчук.
Первый президент через Gordonua.com обратился ко всем сторонам конфликта и попросил оставить это обращение без изменений.
"В очень сложный исторический момент я подписал Беловежское соглашение. И подписал я его для того, чтобы Украина стала на путь демократического развития, чтобы люди могли быть свободными и жить так, как живут в демократическом обществе. Я делал все для этого, рискуя самым дорогим. Были случаи, когда я был на грани жизни и смерти. Я никогда об этом не говорил, потому что не считал нужным подчеркивать это, потому что это нормальная позиция человека, который за свою землю отдает свою жизнь. Я сегодня обращаюсь ко всем лидерам оппозиции, ко всем, кто не понимает, что Украина стоит на грани очень серьезного конфликта, который в любую минуту может перерасти в гражданскую войну и противостояние. Я обращаюсь к ним, чтобы они остановили противостояние, или сказали, что они не могут этого сделать, потому что ситуация вышла из-под контроля. Я обращаюсь к власти и задаю ей один вопрос: "Могут ли они мирным способом найти в себе силы, сесть за стол переговоров и договориться?"