Возбуждение уголовного производства против бывшего генерального прокурора Украины Святослава Пискуна может быть осуществлено для оказания давления не на самого экс-генпрокурора, а на кого-то, кто способствовал ему выжить в "трудные времена", а "антикоррупционная просветительская деятельность народного депутата Верховной Рады от Блока Петра Порошенко (БПП) больше похожа на точечную борьбу олигарха, имеющего президентские и прокурорские полномочия, со своими конкурентами. Такое мнение в комментарии в комментарии изданию "ГОРДОН" высказал директор социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко.
"Для того, чтобы озвучивать коррупционные дела, нужна не поддержка противоположных групп олигархов, а прежде всего, силовая и юридическая защита власти. Кто-то обеспечивает физическую и политическую защиту, а также экономические интересы журналистов-правдоискателей с мандатами неприкосновенности депутатов Верховной Рады. Только при такой ситуации возможно успешное функционирование Лещенко и ему подобных журналистов. Это не борьба олигархов. Никакой олигарх не сможет защитить Лещенко от ненависти другого олигарха, а может это только власть", – сказал Небоженко.
Он отметил, что Лещенко не тихо делает свои антикоррупционные открытия. "Его тексты, его контент потом тиражируются огромным количеством СМИ, которые прямо не имеют отношения к противоположной олигархической группе, а прежде всего официальными СМИ. Поэтому речь идет об использовании такого интересного явления в Украине как "журналисты-разгребатели грязи", или, как у нас говорят, "правдоискатели", – резюмировал эксперт.
По словам политолога, это способ борьбы власти с различными олигархическими группами, не больше. "Пискун прекрасно знает, что прежде, чем документы попадают в печать от имени Лещенко, они проходят тщательную юридическую экспертизу у его коллег из действующей прокуратуры. Если бы это была политическая борьба президента с олигархами, обязательно были бы аресты, посадки, бегство за границу. Как это во всем мире происходит. Но наша беда заключается в том, что наш президент одновременно тоже олигарх, поэтому все это воспринимается как борьба олигархов против олигархов с использованием президентских и прокурорских полномочий. На самом деле речь идет о том, чтобы убирать противников, скорее, не с политической арены, а с экономической", – убежден Небоженко.
Он убежден, что после таких ударов люди, которые попадают в "зону антикоррупционных действий", олигархи, как правило, идут на компромиссы с действующей властью. "Что это означает? Основной удар в деле разоблачения Пискуна была не его дача (этим уже не поразить сейчас никого), а подделанные документы о его пребывании в Украине. При этом четко делается намек, что эта подделка происходила в Днепропетровске. Таким образом, вероятно, один из известнейших украинских олигархов – Коломойский –получил чувствительный удар. Ему станет ясно, что, может, не стоит так политически активничать во время избирательных кампаний", – резюмировал эксперт.
Иными словами, сказал политолог, обнаружение коррупции и собственности у Пискуна прямо бьет не по нему самому Пискуну, "так как с него оно как с гуся вода, как и с любого прокурорского работника, а, скорее всего, бьет по тому, кто помогал ему выжить в другие времена".
Небоженко считает, что это сознательная политическая практика, на которую способен не олигарх, а только правящая группа, правящая власть, Администрация Президента. "А это все очень усложняет ситуацию: когда у нас выходит что-то антикоррупционное – разглашение или какая-то новая информация, мы прекрасно понимаем, что дальше последуют переговоры между заинтересованными лицами, а Лещенко получит новую порцию для нового разоблачения – уже другого олигарха. Иными словами, если бы Лещенко не было, Администрации Президента пришлось бы его придумать", – заключил Небоженко.
12 октября Лещенко заявил, что Пискун, утверждавший, что целый год находился на турбазе в Буковеле, на самом деле в 2013-2014 годах проживал на Лазурном побережье Франции. В распоряжении депутата оказались документы, свидетельствующие о том, что семья Пискуна владеет роскошным особняком в Каннах, где экс-генпрокурор жил долгое время. В ответ Пискун заявил, что Лещенко обвиняет его, потому что работает на одного из олигархов, против которого тот должен свидетельствовать в лондонском суде. И пригрозил обратиться в суд, если тот "еще раз позволит себе назвать его коррупционером".