Конституционный Суд Украины 26 февраля признал несоответствующей Конституции статью 368-2 Уголовного кодекса Украины о незаконном обогащении. Соответствующее решение было опубликовано 27 февраля.
"КСУ пришел к выводу, что ст. 368-2 Уголовного кодекса не соответствует требованиям четкости, точности и однозначности, а поэтому противоречит юридической определенности как составляющей принципа верховенства права, закрепленного в ст. 8 Конституции Украины", – говорится в решении.
Как сообщила пресс-служба КСУ, суд пришел к выводу, что ст. 368-2 не соответствует ст. 62 и 63 Основного закона.
"В решении КСУ отмечает, что ст. 368-2 УКУ не согласуется с конституционным принципом презумпции невиновности (ч. 1, 2, 3 ст. 62 Конституции Украины) и с конституционным предписанием о недопустимости привлечения лица к ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников (ч. 1 ст. 63 Конституции Украины)", – сообщили в пресс-службе.
В суде отметили, что согласно ст. 368-2, сомнения в законности приобретения лицом активов могут трактоваться не в его пользу и рассматриваться как подтверждение его незаконного обогащения, в то время как в соответствии со ст. 62 Конституции, "все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу".
Также законодательное определение незаконного обогащения может перекладывать обязанность собирать доказательства невиновности подозреваемого на сторону защиты, что является недопустимым согласно конституционному принципу презумпции невиновности, так как лицо имеет право не доказывать свою невиновность в суде, заявили в КСУ.
Суд убежден, что согласно определению понятия незаконного обогащения, если лицо приобрело активы законно, но у него нет подтверждений этого, оно может быть привлечено к ответственности за незаконное обогащение.
Конституционный Суд Украины считает, что требование "рационально объяснить или обосновать" несоответствия между стоимостью активов чиновника и декларируемыми им законными доходами может быть установлено для подтверждения добродетели и как превентивная мера в борьбе с коррупцией.
"Однако, учитывая положения ст. 62 Конституции Украины, такое требование не может устанавливаться законом как обязанность лица доказывать свою невиновность в совершении преступления и предоставлять доказательства в рамках уголовного производства. Вместе с тем, обязанность доказывания вины должностного лица в совершении такого преступления, как незаконное обогащение, должна возлагаться законом только на государственные органы, уполномоченные процессуальным законом", – заявили в пресс-службе.
Таким образом, ст. 368-2 потеряла силу со дня принятия КСУ решения о ее неконституционности. Решение обжалованию не подлежит.
Уголовную ответственность за незаконное обогащение в Украине ввели в 2015 году. Это было одним из требований Евросоюза в рамках плана действий по визовой либерализации, а также одним из обязательств Украины перед Международным валютным фондом. Статья предусматривала лишение свободы на срок от пяти до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.
12 декабря 2017 года жалобу на неконституционность статьи подали 59 народных депутатов. Их интересы в Конституционном Суде представлял парламентарий от "Народного фронта" Павел Пинзеник.
Президент Украины Петр Порошенко заявлял, что после публикации решения суда он подаст в Верховную Раду законопроект об ответственности чиновников за незаконное обогащение.