Инициатива обязать активистов и общественные организации подавать е-декларации исходила от президента Украины Петра Порошенко, заявил в комментарии изданию "ГОРДОН" народный депутат от БПП Мустафа Найем.
"Верховная Рада самостоятельно такое решение принять не могла. Я точно знаю, что указания шли из Администрации Президента. Это была личная инициатива главы государства. Причем это желание появилось не сейчас, оно было уже давно. Попытки внести изменения в закон были и раньше, но, насколько я понимаю, Парубий (председатель Верховной Рады Андрей Парубий. – "ГОРДОН") не хотел брать на себя такую ответственность, и парламент не готов был за это голосовать. Эмоционально эту идею очень поддерживала группа Пашинского (нардеп от "Народного фронта" Сергей Пашинский. – "ГОРДОН"), которой остальные депутаты "Народного фронта" просто не смогли отказать. В итоге этот маразм прошел в Раду", – отметил Найем.
По его мнению, экс-премьер-министр Украины Арсений Яценюк и глава МВД Арсен Аваков сомневаются в целесообразности принятых изменений в закон.
"Думаю, сейчас Арсен Аваков и Арсений Яценюк если и не очень жалеют, то как минимум задумались, насколько этот непонятный ход был целесообразен. Мне кажется, международные партнеры заставят украинскую власть поменять эту норму. К сожалению, как-то повлиять тут могут только они, ведь нас власть не слышит. Когда нужны деньги на реформы, которые в итоге просто разворовываются, Киев их берет. И при этом никак не отчитывается. А когда это касается активистов, они требуют такие непонятные вещи", – подчеркнул нардеп.
Он считает, что администрация Порошенко действует так же, как администрация беглого экс-президента Украины Виктора Януковича.
"Я думаю, что это очень плохой сигнал. Это сигнал о состоянии дел в их головах. Люди, которые сидят в высоких креслах, не останавливают воровство. Более того, они следят за тем, как воруют другие. И вдруг появляется такая инициатива. Какого вообще рожна люди, которые сами воруют, обязывают общественность отчитываться о своих доходах? Это не сильно отличается от той конфигурации, которая была в голове у Януковича. По сути, администрация Порошенко пришла сейчас ровно к той же конфигурации", – заявил Найем.
Он акцентировал внимание на том, что вместо борьбы с высокопоставленными коррупционерами правоохранители занимаются делом бывшего руководителя Одесской таможни Юлии Марушевской.
"У них во всем виноваты общественные активисты, иностранные партнеры, посольства и антикоррупционеры. Ровно такая же конструкция была в голове у Януковича. Просто инструменты у них с Порошенко разные. И еще добавьте сюда маразм, который происходит в правоохранительных органах, которые месяцами не могут расследовать уголовные производства против высокопоставленных чиновников. Но при этом они очень легко открывают дело из-за премии в 500 грн Юлии Марушевской. Мне кажется, это диагноз. Представьте, на что они могут пойти, если в отношения общества и власти наступит серьезный кризис!" – резюмировал нардеп.
27 марта президент Украины Петр Порошенко подписал принятый Верховной Радой закон "О внесении изменений в статью 3 закона Украины "О предотвращении коррупции", который вводит обязательное электронное декларирование для представителей неправительственных общественных организаций.
На встрече с общественными активистами президент заявил, что законопроект необходимо подписать ради того, чтобы исключить военных из перечня лиц, обязанных декларировать доходы в электронном виде.
В посольстве США в Украине заявили, что из-за принятия закона могут пострадать "члены гражданского общества".
Еврокомиссар по вопросам европейской политики соседства и расширения Йоханнес Хан также раскритиковал внесенные Радой изменения в закон.
С января 2017 года в Украине начался второй этап подачи электронных деклараций. В соответствии с п. 1 ст. 45 закона "О противодействии коррупции" электронные декларации должны быть поданы до 1 апреля.
Многие чиновники уже пожаловались, что не могут заполнить е-декларации на сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, так как Единый государственный реестр деклараций работает неисправно.