Незадолго до дня рождения великого украинского поэта Тараса Шевченко Конституционный Суд Украины признал не соответствующим Основному закону так называемый закон Колесниченко–Кивалова 2012 года, заявил в ходе торжественных мероприятий 9 марта президент Украины Петр Порошенко, передает корреспондент "ГОРДОН".
"Накануне нынешних Шевченковских дней Конституционный Суд признал неконституционным языковой закон 2012 года… Он такой же, как будто с советских времен. По тайному замыслу его авторов, явных и закулисных, закон должен был завершить черное дело творцов Валуевского циркуляра (предписание министра внутренних дел Российской империи Петра Валуева в июле 1863 года о приостановлении книгопечатания на украинском языке. – "ГОРДОН")... А Конституционный Суд только выписал свидетельство о смерти этого преступного акта. Де-факто конец этому акту пришел еще несколько лет назад", – сказал президент.
Порошенко добавил, что за время, которое закон Колесниченко–Кивалова провел к Конституционном Суде, украинское законодательство продвинулось далеко вперед в плане укрепления позиций украинского языка в разных сферах общественной жизни.
Президент напомнил о квотах на украинский язык на радио и телевидении, которые вступили в силу и успешно работают.
9 марта со дня рождения Шевченко исполняется 204 года.
В феврале 2014 года, сразу после победы Евромайдана, Рада отменила закон Кивалова–Колесниченко, однако и.о. президента Украины Александр Турчинов заявил, что не будет подписывать решение парламента.
В июле 2014 года 57 народных депутатов подали представление о конституционности закона в Конституционный Суд, 10 октября того же года было открыто производство, в ноябре 2016 года суд приступил к рассмотрению представления нардепов.
14 декабря 2016 года КСУ завершил рассмотрение дела в открытом слушании и перешел к закрытой части заседания.
28 февраля 2018 года Конституционный Суд Украины постановил, что принятие закона Колесниченко–Кивалова не соответствовало процедуре рассмотрения законопроектов Верховной Радой.
В решении, в частности, сказано, что законопроект №9073, который рассматривали во втором чтении, не имел сравнительной таблицы и вывода комитета, в повестку дня его внесли без полного названия, регистрационного номера, редакции и инициаторов внесения.
Кроме того, проект проголосовали без обсуждения во втором чтении, не рассматривались поправки и предложения народных депутатов, а само голосование проходило с "физическим препятствованием" и с использованием карточек депутатов, которые отсутствовали в зале заседаний.