После окончания срока действия транзитного договора с "Нафтогазом" прекращение "Газпромом" транзита российского газа в Европу через Украину не будет нарушать никаких договоренностей, заявил в комментарии изданию "ГОРДОН" эксперт в энергетической сфере Геннадий Рябцев.
"Насколько я знаю, ни "Нафтогаз", ни "Газпром" не изъявляли желания продлевать контракт по транзиту газа, который истекает 1 января 2020 года. Вообще в таких вопросах разбирается не так много людей. Возможно, что кто-то из профессиональной команды юристов, нанятых "Нафтогазом", предположил, что у иска против "Газпрома" из-за отсутствия транзита через Украину есть перспективы. Надеюсь, это мнение было озвучено не для того, чтобы просто побольше заработать. Для меня такое предложение выглядит странно, хотя я не юрист. Подавать иски логично по действующим контрактам. Что, собственно, и было сделано ранее. И сейчас "Газпром" обязан выплатить нам деньги из-за того, что "Нафтогаз" недополучил прибыль. Единственный момент тут – "Нафтогаз", по сути, монополизировал решение арбитража, ссылаясь на защиту своей интеллектуальной собственности. Поэтому точно сказать, что да как, нельзя", – подчеркнул Рябцев.
По его словам, после прекращения транзита российского газа "Нафтогаз" может столкнуться со сложностями в поставках газа украинским потребителям.
"С 1 января 2020 года у "Газпрома" не будет обязательств перед "Нафтогазом". Не качая газ через нашу трубу, никаких договоренностей россияне не нарушат. Ведь их, насколько мне известно, уже и не будет. На данный момент нет даже подписанной декларации о намерениях. Более того, "Газпром" хочет разорвать даже те договоренности, которые есть сейчас. Для "Нафтогазу" адекватным "планом Б" было бы обеспечение нормального функционирования газотранспортной системы после падения до минимума давления в транзитной трубе. Я не уверен, что после 1 января 2020 года все украинские потребители смогут получать газ в достаточных объемах. Поскольку план действий изложен всего на двух листочках. И никаких программ и испытаний системы "Нафтогаз" не проводит. А любые попытки экспертов обсудить надвигающуюся проблему сразу связывают с работой на Кремль", – резюмировал Рябцев.
5 ноября главный исполнительный директор НАК "Нафтогаз України" Юрий Витренко заявил, что у компании есть "план Б" на случай, если газопровод "Северный поток – 2" все же будет построен. По его словам, "Нафтогаз" через международный арбитраж будет заставлять "Газпром" заплатить за его действия, которые приведут к отсутствию транзита газа через территорию Украины.
"Северный поток – 2" – второй газопровод, который должен связать Россию с Германией по дну Балтийского моря. Протяженность маршрута – более 1200 км, мощность нового трубопровода составит 55 млрд м³ газа в год. Стоимость проекта – €9,5 млрд, его пополам финансируют российский "Газпром" и пять европейских компаний. В "Газпроме" прогнозируют, что "Северный поток – 2" введут в эксплуатацию до конца 2019 года.
Германия, Финляндия и Швеция разрешили прокладывать трубопровод через свою территорию, Дания – нет. Оператор проекта предложил проложить трубопровод в обход Дании.
Власти Украины, Польши, Венгрии, Молдовы, Румынии, Чехии, Словакии, Латвии, Литвы и Эстонии считают "Северный поток – 2" угрозой для энергетической безопасности Европы.
В июле 2018 года в НАК "Нафтогаз" сообщили, что начали процесс против "Газпрома" на $12 млрд в Стокгольмском арбитраже, требуя пересмотреть транзитный тариф на 2018–2019 годы. Сумму требований к российскому монополисту пообещали уменьшить, если "Газпром" забронирует мощности на транзит после 2019 года или перестанет блокировать транзит газа из Средней Азии и экспорт других компаний из России.
Сенатор от штата Вайоминг, республиканец Джон Баррассо внес в Конгресс США законопроект о санкциях против "Северного потока – 2". Министр энергетики США Рик Перри не исключал, что в отношении РФ примут новые ограничительные меры, которые затронут "Северный поток – 2".
Американский президент Дональд Трамп сообщил 18 сентября, что США не собираются налагать санкции на западные компании, которые участвуют в строительстве газопровода.