Украина должна потребовать от стран – подписантов Будапештского меморандума улучшить финансирование армии, создать комфортные контрактные условия для военнослужащих и активно воевать с Россией в юридической сфере, заявил в интервью изданию New Format экс-руководитель временной следственной комиссии Верховной Рады по расследованию трагедии под Иловайском, бывший замглавы Администрации Президента, член ВО "Батьківщина" Андрей Сенченко.
"Будапештский меморандум – уникальный случай, когда нам обязаны... Мы владели третьим по мощности ядерным арсеналом: 176 межконтинентальных баллистических ракет, 44 тяжелых бомбардировщика с более чем тысячей ядерных крылатых ракет большой дальности, а также 1240 боеголовок. Да, это не значит, что из Украины полетела бы ракета на Германию или США... Но всем бы пришлось тратить дополнительно огромные суммы на оборону. Я думаю, речь идет не о десятках, а о сотнях миллиардов долларов... Мы должны выстраивать свой диалог со странами-гарантами следующим образом: уважаемые друзья, вы на сэкономленные средства помогите нам восстановить систему ПВО, восстановить практически с нуля флот и укрепить наши возможности для противодействия вторжению на суше", – сказал Сенченко.
Он заявил, что треть офицеров собираются увольняться из армии, и чтобы их остановить, нужны новые контрактные условия.
"Наша армия, к сожалению, слабая организационно и недостаточно финансируется. Около трети офицеров собирается увольняться, поскольку они вообще не видят в армии для себя перспективы. Украинская армия беспрекословно сильна духом людей, которые защищают свою страну. Однако, к сожалению, слаба организационно, не проведены внутренние реформы. Вся наша вертикаль настолько зацементирована, что, по сути, превращается в вертикаль безответственности. Это одна из огромных проблем, которую нужно сломать в армии, и [нужно] научиться доверять командирам. Тогда мы будем гибкими и мобильными. Если в 2015 году зарплата рядового контрактника без боевых доплат составляла 1,6 по отношению к средней зарплате по стране, то буквально в октябре 2018-го она составляла 0,9. Все уже давно съела инфляция. Вовремя решение не было принято, механизмы индексации не ввели и так далее. В результате человек отслужил короткий контракт, и на этом все. А мы уже потратили на него средства – научить его. Мы разработали новый контракт военнослужащего. И это не просто четыре-пять страниц соглашения, а изменения во все законы, которые будут гарантировать защиту и поддержку военным и членам их семей", – рассказал политик.
Он отметил, что удивлен, почему на пятом году войны не создан орган, который будет собирать доказательства и предъявлять претензии государству-агрессору за причиненный ущерб.
"Если мы говорим о юридическом фронте, то есть яркий пример – конфликт Ирака с Кувейтом. Это было еще при Саддаме Хусейне, почти 30 лет назад. Ирак напал на Кувейт. Тогда военные действия продолжались двое суток. После этого было семь месяцев оккупации. Кувейт по сравнению с Украиной – это точка на карте. Так вот, сумма претензий, которую предъявил Кувейт Ираку в интересах государства, бизнеса и пострадавших граждан, превысила 462 миллиарда долларов. А у нас никто этим не занимался", – подчеркнул Сенченко.
Спикер заявил, что глава "Батьківщини" Юлия Тимошенко подала в парламент проект закона, который освободил бы от судебного сбора тех украинцев, которые подают иски против России, но его так и не приняли.
"Я возглавляю общественное движение "Сила права", мы уже четыре года воюем на юридическом фронте в интересах украинских граждан, пострадавших от российской агрессии, помогаем в подаче исков против государства-агрессора и полностью предоставляем юридическое сопровождение. В сентябре 2016-го мы подготовили, а Юлия Тимошенко вместе с группой депутатов подала проект закона №5183. Это проект, который освобождал от судебного сбора граждан Украины, которые подавали иски против государства-агрессора. Полтора года мы пытались пробиться с этим законом, но его блокируют, потому что там стоит подпись Тимошенко. У нас два миллиона граждан пострадали. И обычному переселенцу нужно было заплатить около 8000 гривен за иск против государства-агрессора. Мы полтора года пытались доказать необходимость принятия этого закона, но тщетно. В конце концов удалось продавить эту норму в законе о Донбассе, который принимался в январе этого года", – объяснил Сенченко.