В ст. 5 Североатлантического договора сказано, что нападение на одного участника НАТО является нападением на НАТО в целом и вызывает ответ со стороны всех членов Альянса.
Столтенберг объяснил, что сейчас Альянс изучает, что можно сделать еще, чтобы предотвратить возможные атаки потенциального врага. В частности, речь идет об обмене разведданными и военном присутствии как способе сдерживания.
"Мы не можем защитить каждый дюйм каждого интернет-кабеля", – отметил он. По наблюдению Столтенберга, Россия не стремится к полноценной конфронтации с Альянсом, но пытается действовать "ниже порога ст. 5", с использованием действий гибридного, кибернетического и тайного характера.
Генсек НАТО обратил внимание, что атаки на подводную инфраструктуру "легко отрицать, потому что сложно отслеживать".
Контекст
Российские военные составляют карту ветряных электростанций, газопроводов, кабелей связи в водах вокруг Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии, говорится в опубликованном 19 апреля совместном расследовании общественных вещателей Дании (DR), Швеции (SVT), Норвегии (NRK) и Финляндии (Yle).
Его авторы отмечают, что картографирование проводится при помощи большого количества военных и гражданских кораблей, плывущих по скандинавским водам и раскрывающих то, что лежит на дне моря, и то, как связана инфраструктура стран Скандинавии. По словам источников, военная программа занимает центральное место в подготовке России к крупному конфликту с Западом.
3 мая помощник генсека НАТО по разведке и безопасности Дэвид Кэттлер заявил, что существует значительный риск того, что Россия в ходе войны с Украиной уничтожит подводные интернет-кабели. По его словам, есть постоянная вероятность того, что страна-агрессор может нацелиться на критическую инфраструктуру союзников.