Исполняющая обязанности министра здравоохранения Украины Ульяна Супрун заявила в Facebook 3 июля, что в некоторых случаях употребление обсценной лексики может быть полезным для здоровья.
Так она прокомментировала законопроект "О дематюкации языка", который зарегистрировала в парламенте нардеп от Блока Петра Порошенко Ольга Богомолец.
"Метко и точно примененная брань, описывающая наше отношение к ситуации и не направленная обидеть собеседника, полезна для здоровья. Исследования показывают, что именно такая ругань и применяется в быту чаще всего. Она приводит к нейтральным или положительным результатам. Если мы реагируем нецензурной лексикой на сложную неприятную ситуацию, а не на человека, то чувствуем облегчение. В этом случае наше возмущение новостями, боль при тренировке, травме, тревожность, удивление или испуг находят мгновенное и достаточно точное выражение, на что мозг реагирует выделением эндорфинов", – написала Супрун.
Она отметила, что эти нейромедиаторы принимают участие в обезболивании или удовольствии.
"Слова на "б" или "с" не заменят качественной анестезии, но исследования показали эффективность ругательства в уменьшении боли, усилении сердцебиения и повышение болевого порога. Если нам трудно и мы одним словом это выразили, мозг это воспринимает как запуск программы защиты и нападения – "держись!" – добавила и.о. министра.
В то же время Супрун подчеркнула, что обсценную лексику нужно использовать "в самый нужный момент", а не разговаривать на ней постоянно, иначе мозг привыкает и перестает воспринимать брань как что-то экстраординарное.
"Понимать и выражать свои эмоции – полезно для здоровья и общения. Наблюдение за людьми, которые прожили более 100 лет, показало, что, помимо других факторов, долгожителей объединяет свободное выражение своих эмоций. А вот длительное угнетение эмоций вместо их проявления (так называемое репрессивное освоения эмоций) связано с высокой заболеваемостью раком и гипертонией. Кроме того, люди, которые должны на работе улыбаться клиентам, после работы чаще напиваются – постоянное сокрытие настоящих эмоций и принуждение к позитиву истощают психику", – говорится в сообщении.
Супрун также рассказала, что брань и жизнь в социуме тесно связаны.
"Считается, что люди оптимизировали животную реакцию вопля на боль и страх и присущую приматам агрессию (метание) на приемлемую в социуме брань. Так можно и выразить свои чувства специальными словами, и никого не травмировать. Применение мата в общении в ряде случаев указывает на близость людей и хороший эмоциональный контакт между ними. Когда коллеги начинают между собой материться, значит, они стали командой – таковы исследования", – написала она.
В то же время обсценная лексика в публичных речах воспринимается как некомпетентность, отметила Супрун.
"Искоренять следует пассивную и активную агрессию, дискриминацию, штампы, но не обсценную лексику как таковую. А лучшая забота об украинском языке – это общаться и творить на нем, независимо от сферы деятельности, разрабатывать профессиональную лексику, переводить ресурсы и литературу, читать украинских авторов, а не законодательно регулировать то, что мы говорим", – заявила и.о. министра.
Законопроект Богомолец №10414 "О противодействии сквернословию" был зарегистрирован на сайте парламента 2 июля. Законопроект предполагает изменения в статью о мелком хулиганстве в Кодексе об административных правонарушениях Украины. В частности, за использование нецензурной брани публичных лиц предлагается штрафовать на сумму от 75 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 1275 до 1700 грн). В качестве альтернативной меры наказания предусматриваются общественные работы на срок от 40 до 60 часов, или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с отчислением 20% заработка, или административный арест на срок до 15 суток. Законопроект также предусматривает штрафы за использование ненормативной лексики во время публичных выступлений и радио- и телетрансляций.
Кабинету Министров Украины предлагается "утвердить перечень слов и выражений, содержащих сквернословие (нецензурную брань), утвердить и ввести в действие систему мониторинга использования сквернословия (нецензурной брани) во время телерадиотрансляций и публичных выступлений, а также распространения материалов, содержащих сквернословие (нецензурную брань) в сети интернет".
Нардеп объяснила, что ее законодательная инициатива направлена исключительно на очищение от брани публичного пространства. По ее словам, украинцам не свойственна обсценная лексика.