Имидж Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции был сильно запятнан, и, возможно, это непоправимо, пишет аналитик, колумнист Тодд Вуд в материале для американского издания The Washington Times под заголовком "Прошлые обещания украинской войны с коррупцией сейчас сходят на нет". Это происходит несмотря на хорошее финансирование, высокие зарплаты для сотрудников и поддержку Запада, отмечает автор.
Вуд заявил, что два года назад на встрече с главой НАБУ Артемом Сытником и его коллегами он почувствовал в сотрудниках новосозданных антикоррупционных органов "увлекательную, но наивную энергию". Но по прошествии времени они стали жертвами старых советских методов, а все антикоррупционные усилия в Украине находятся на грани краха, считает аналитик.
Ни один высокопоставленный чиновник не был осужден по обвинению в коррупции, НАБУ "просто отодвинуло на задний план" дела по коррупции высокого уровня, отмечает Вуд. Он уверен, что коррумпированные чиновники хотят просто обуздать работу организации и, похоже, они преуспевают.
Прекрасным примером этого автор называет "ситуацию с группой "Приват" олигарха Игоря Коломойского". После национализации Сытник констатировал убытки в $600 млн, это значительная сумма для бюджета, по этому поводу были изъяты документы, но больше никаких действий НАБУ не предприняло, подчеркивает аналитик и добавляет: "Господин Сытник не упоминал о деле более двух месяцев. Ходят слухи о прибыльной секретной сделке между господином Сытником и господином Коломойским, чтобы не давать делу хода".
Еще одним примером он считает дело "Запорожьеоблэнерго", где потери от коррупции оцениваются в $12,8 млн. Вуд ссылается на слова нардепа от Блока Петра Порошенко Сергея Лещенко, который утверждает, что назначениями в компании руководит Игорь Кононенко, заместитель председателя фракции БПП.
"Опять же господин Сытник и его офис не вспоминали эту ситуацию в течение шести месяцев, блокируя расследование одного из своих первых больших дел. И снова есть слухи, что платят большие взятки, чтобы остановить расследование НАБУ", – отмечает колумнист.
Он упоминает и конфликт между НАБУ и НАПК после начала проверки Сытника, а также запись, на которой глава НАБУ раскрыл журналистам обстоятельства и подробности досудебного расследования в ряде резонансных уголовных производств. Вуд считает, что к призывам уволить Сытника начали прислушиваться в украинских общественных кругах и в западных посольствах в Киеве.
"Запад может сильно настаивать на том, чтобы заменить руководство НАБУ более объективными фигурами с целью сохранить будущую работоспособность или даже существование бюро", – утверждает журналист и добавляет, что судьба будущей помощи от международных агентств Украине зависит и от способности страны преодолеть наследие советской коррупции.