После бегства из Украины экс-президента Виктора Януковича граждане страны стали получать на порядок больше информации о коррупции чиновников и политиков, заявила в комментарии изданию "ГОРДОН" исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк.
"По сравнению с временами Януковича сейчас в Украине гораздо больше информации о коррупции во власти. Это большой плюс и результат антикоррупционной реформы. Открыты государственные реестры собственности, открыта информация о тендерах госкомпаний, есть е-декларации, которые показали невероятный кэш украинских чиновников и политиков. Это все – огромный источник информации о масштабах коррупции в Украине. Такого источника раньше не было, хотя тоже было много журналистских расследований", – отметила Каленюк.
По ее словам, при нынешнем президенте Украины Петре Порошенко правоохранительные органы страны так же не справляются с обработкой информации о фактах коррупции, как и при Януковиче.
"Результаты опроса Ernst & Young не означают, что сейчас больше коррупции, чем во времена Януковича. Это означает, что у нас больше информации о коррупции в Украине. Да, как при Януковиче, так и сейчас, при Порошенко, с этой информацией не справляются правоохранительные органы. Но у нас появился хотя бы один орган, который берет эту информацию в обработку и без политических влияний и указов открывает уголовные производства против топ-чиновников. Этот правоохранительный орган – Национальное антикоррупционное бюро Украины. Последний громкий кейс – дело Насирова (отстраненный глава Государственной фискальной службы Роман Насиров. – "ГОРДОН")", – подчеркнула Каленюк.
Она акцентировала внимание на том, что украинские власти должны сделать выводы из результатов опроса Ernst & Young.
"Так что уровень коррупции в Украине не увеличился, но теперь гораздо больше граждан страны знают о ней. И это сильный месседж власти, в первую очередь президенту, от которого ждут реальных системных результатов в борьбе с коррупцией. Месседж простой: с этой информацией надо что-то делать, кто-то должен быть наказан. Сейчас общество недоумевает: "Почему никто из топ-коррупционеров не сидит в тюрьме?! Почему ни у кого до сих пор не конфискованы активы – ни у коррупционеров прошлой власти, ни действующей?" Но тут даже НАБУ не поможет, потому что окончательное решение принимает суд", – заявила Каленюк.
По ее словам, глава государства должен приложить усилия для создания в Украине антикоррупционных судов.
"От президента ждут следующего шага в борьбе с коррупцией – создания антикоррупционных судов по модели создания НАБУ и Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Должна быть отдельная процедура, которая гарантирует независимый конкурс. Мы хотим, чтобы в отборочной комиссии были люди, рекомендованные международными партнерами Украины. Такой законопроект уже зарегистрирован в Раде под номером 6011. Президент может внести свой законопроект, главное – чтобы там была зафиксирована прозрачная и политически независимая процедура отбора антикоррупционных судей, когда ни президент, ни его администрация не назначают конкретных людей", – резюмировала Каленюк.
Украина оказалась на первом месте по уровню восприятия коррупции среди 41 страны Европы, Ближнего Востока, Индии и Африки в исследовании, проведенном компанией Ipsos MORI по заказу аудиторской фирмы Ernst & Young.