Венецианская комиссия на своем пленарном заседании 6 октября обнародовала заключение по украинским законопроектам № 6011 и № 6529 о создании антикоррупционных судов в Украине.
Эксперты признали целесообразным создание антикоррупционного суда как отдельного органа и не поддержали создание разветвленной системы палат, что было предусмотрено в законопроекте № 6529, подготовленном народным депутатом от Блока Петра Порошенко Сергеем Алексеевым.
Вместе с тем эксперты раскритиковали ряд положений законопроекта № 6011 авторства Оксаны Сыроид (внефракционная), Егора Соболева ("Самопоміч"), Ивана Крулько ("Батьківшина"), Сергея Лещенко, Светланы Залищук и Мустафы Найема (Блок Петра Порошенко), обратив внимание на недопустимость политизации процесса назначения судей и необходимость соблюдения Конституции во время процедур отбора.
Анализируя законопроект № 6011, эксперты Венецианской комиссии настаивают на "введении дополнительных защитных механизмов для обеспечения независимой процедуры назначения судей от исполнительной и законодательной власти".
В заключении, среди прочего, отмечается, что "судьи, которые специализируются на рассмотрении дел о коррупции высокого уровня, должны избираться в рамках прозрачного процесса, базирующегося на объективных критериях".
"Также критически важным является то, что эти судьи должны быть адекватно защищены от неправомерного внешнего, в том числе политического, влияния и от любой атаки на их независимость и безопасность", – заявили в комиссии.
30 сентября 2016 года вступили в силу конституционные изменения в части правосудия и новый закон "О судоустройстве и статусе судей", который парламент принял 2 июня. 13 июля президент Украины Петр Порошенко подписал закон.
Согласно закону, предполагается создание Высшего антикоррупционного суда, который будет рассматривать отдельную категорию дел, подследственных антикоррупционному бюро. При этом дата начала функционирования антикоррупционного суда в законе не прописана.
Создание специализированного антикоррупционного суда является одним из обязательств, которые Украина взяла на себя перед своими международными партнерами – Европейским союзом и Международным валютным фондом.
15 сентября президент Украины Петр Порошенко заявил, что у него нет полутора или двух лет, чтобы ждать создания нового антикоррупционного суда.
"Возможно, причина не в названии учреждения, а в доверии, в функционировании, в профессионализме судебной системы", – сказал президент. Он выразил надежду, что в стране в следующем месяце появится антикоррупционная палата. Порошенко отметил, что в США и ЕС нет антикоррупционных судов.
В ответ бывший государственный секретарь США Джон Керри сказал, что все американские суды – антикоррупционные.
4 октября Порошенко отметил, что готов поддержать и внести от своего имени в парламент законопроект о создании антикоррупционного суда, если будет консенсусный вариант законопроекта, имеющий поддержку в Верховной Раде.
В настоящий момент дела, которые расследует Национальное антикоррупционное бюро, рассматривает Соломенский районный суд, поскольку именно в этом районе находится ведомство. Директор НАБУ Артем Сытник жаловался, что суды часто затягивают дела бюро, поэтому НАБУ заинтересовано в создании Высшего антикоррупционного суда Украины.
По мнению генерального прокурора Украины Юрия Луценко, антикоррупционный суд должен действовать не только в Киеве и не только для дел НАБУ, но и в каждой области как первая инстанция.