Журналистка Седлецкая: Общалась с источниками не по смс, а по защищенным каналам, доступ к которым правоохранителям получить невозможно

Журналистка Седлецкая: Общалась с источниками не по смс, а по защищенным каналам, доступ к которым правоохранителям получить невозможно Седлецкая: Все мои источники надежно защищены от раскрытия не только законом, стандартами "Радіо Свобода" и журналистской этикой, но и тем, как я выстраиваю с ними коммуникацию
Фото: NGO Centre UA / Facebook

Журналистка Наталья Седлецкая заявила, что расценивает предоставление доступа правоохранителям к ее телефонным контактам как попытку оказывать на нее давление из-за профессиональной деятельности и вмешательство в личную жизнь.

Журналистка и ведущая программы "Схемы" (проект "Радіо Свобода" и телеканала "UA:Перший") Наталья Седлецкая заявила в Facebook 4 сентября, что следователи получили доступ к ее данным преимущественно личного характера, которые не имеют отношения к делу, где она фигурирует в качестве свидетеля. 

"За долгих 17 месяцев, за которые силовики получили доступ к моим звонкам, смс и данным о местонахождении моего телефона, в моей жизни происходило много интересного. Я проводила время с родными и друзьями, посещала концерты, вечеринки и выставки. Путешествовала по Украине и немного по миру, выступала на международных конференциях. А еще – еженедельно вместе с коллегами разоблачала высокопоставленную коррупцию в стране. И, конечно, как и каждый профессиональный журналист, общалась с источниками. Вот только не по смс. Но не по открытой мобильной связи. А по защищенным зашифрованным каналам, доступ к которым правоохранителям получить невозможно. Ни один Печерский суд не поможет. Поэтому подчиненные [генпрокурора Юрия] Луценко очень расстроятся. Ведь я не сомневаюсь, что они ищут именно это", – написала журналистка.

Она отметила, что за 17 месяцев редакция "Схем" опубликовала расследования о ряде высокопоставленных чиновников.

"Все мои источники надежно защищены от раскрытия не только законом, стандартами "Радіо Свобода" и журналистской этикой, но и тем, как я выстраиваю с ними коммуникацию. Не исключаю, что фигурантам расследования могло прийти в голову, что вычислить круг моих источников возможно, организовав непосредственное наблюдение за мной. Поэтому и, к сожалению, не исключаю, что такие незаконные действия и происходили в течение указанного в постановлении периода полутора лет, а теперь силовики просто пытаются легитимизировать эти незаконные действия... Следователь ГПУ [Руслан] Ижук, самостоятельно или по незаконному указанию руководства, через суд получил доступ к большому объему моих данных, в основном частного характера, которые не имеют никакого отношения к расследованию дела, в котором я прохожу свидетелем", – заявила Седлецкая.

По словам журналистки, она расценивает это как вмешательство в личную жизнь и попыткой оказывать на нее давление из-за профессиональной деятельности.

"Но попытки эти абсолютно бесперспективны и нелепы. Да еще и незаконны, над чем уже работают наши адвокаты в Украине и юрисконсульты в Вашингтоне", – добавила она.

3 сентября агентство "Українські новини" сообщило, что Печерский райсуд Киева разрешил ГПУ доступ к телефонным контактам Седлецкой за период с 19 июля 2016 года по 16 ноября 2017 года включительно. Доступ получен в связи с расследованием дела о возможном разглашении государственной тайны и данных досудебного следствия директором Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артемом Сытником.

4 сентября "Радіо Свобода" назвала получение доступа к телефонам журналистки грубым нарушением международных стандартов. "Transparency International Украина" назвала решение суда ангажированным и немотивированным.

В ГПУ заявили, что телефонные разговоры Седлецкой прослушивать не будут.

15 ноября 2017 года народный депутат от "Народного фронта", член коллегии Министерства внутренних дел Антон Геращенко обратил внимание членов антикоррупционного комитета Верховной Рады на опубликованную в сети аудиозапись, на которой человек с голосом, похожим на голос директора Национального антикоррупционного бюро Артема Сытника, на встрече, предположительно, с журналистами, зачитывает им материалы прослушки Ирины Немец, гражданской жены бывшего военного прокурора сил АТО Константина Кулика, которого НАБУ подозревало в незаконном обогащении.

17 ноября пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган сообщила, что ГПУ начала уголовное производство в отношении Сытника по заявлению Немец и нардепа от "Народного фронта" Елены Масориной.

Уголовное производство открыли по ч. 2 ст. 163 (нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной или другой корреспонденции, которые передаются средствами связи или через компьютер), ч. 1 ст. 182 (нарушение неприкосновенности частной жизни), ч. 1 ст. 328 (разглашение государственной тайны), ч. 2 ст. 387 (разглашение данных досудебного следствия или дознания) Уголовного кодекса Украины.

Сам Сытник заявлял, что он не разглашал ни государственной тайны, ни тайны следствия.

21 августа 2018 года СМИ сообщили, что ГПУ готовит сообщение о подозрении Сытнику.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать