Я считаю, что Евромайдан изменил страну, и меняет, и будет еще менять достаточно долгое время. Одним словом, можно сказать, что никакие изменения в стране невозможны без формирования нации. За годы независимости Украины мы все не представляли какое-то единое целое. Для многих из нас понятия флага, гимна, государственности были весьма эфемерными. Соответственно, мы жили государством в государстве: каждый сам за себя, а государство против всех. Либо для нас в целом государство означало фантомные понятия.
Большинство людей хотят немедленных изменений. Но уж сильно заколдовано здесь было все, и ждать быстрых результатов невозможно
Майдан всколыхнул народ и люди стали гордиться тем, что они жители Украины, что они принадлежат к этой земле и этой стране со всеми ее сложностями. Это, без сомнения, подняло национальный дух. Нация, у которой есть дух, имеет будущее. Это уже не сборище людей, которые живут по одним гастрономическим принципам. Для всего остального необходимо время. Это начало, старт. Большинство людей хотят блицкриг, они хотят немедленных изменений, результатов. Но уж сильно заколдовано здесь было все, и ждать каких-то быстрых результатов невозможно. Понятно, что сегодняшние власть предержащие мало чем отличаются, наверное, от предыдущих, но при этом есть свобода слова и волеизъявления, а это залог того, что изменения будут.
Очень не хотелось бы третьего майдана в том формате, который был, потому что слишком дорого мы заплатили за возможность изменений. Уж слишком много людей пришлось похоронить, и многие люди остались калеками и инвалидами на всю жизнь ради таких изменений. Очень хотелось бы верить, что такого не будет никогда, что любого рода изменения возможны мирным путем и что не будет применяться сила по отношению к людям, которые хотят что-то изменить. Что власть имущие будут нести ответственность за свои действия будут и готовы принимать свои ошибки, уходя в отставку.
К сожалению, приходится отмечать, что у сегодняшней власти есть такие же склонности, как и у предыдущей. К сожалению, не учатся люди на ошибках других людей. Но хочется надеяться, что то, что мы испытали за прошедший год, никогда не произойдет, потому что пережить это еще раз невозможно. Этот год прошел для меня как 10 лет.
Ни у кого из солдат на фронте нынешняя власть доверия не вызывает
Ни у кого из солдат на фронте нынешняя власть доверия не вызывает. Сегодня избирательность базируется не за что-то, а против чего-то. По этой причине ни у кого нет никаких сантиментов относительно того, что нынешняя власть не ставит ни человеческую жизнь, ни человеческие идеалы во главу угла. Все просто добрались до кормушки. Я более чем уверен, что у них не получится воспользоваться этой кормушкой – уж слишком "заточен" народ, уж слишком все рьяно. Кроме того, тысячи людей на передовой, которые прекрасно видят, как их снабжают, как о них заботятся, на грани срыва. Я бы очень не хотел, чтобы эти люди добивались справедливости оружием, но это вполне возможно.
Речь идет об обездоленных людях, о которых государство не заботится, – как о живых, так и о погибших, – и эта злоба накапливается, к сожалению. За последние восемь месяцев не сделано ничего для того, чтобы рядовой житель страны, рядовой служащий украинской армии, простой обыватель сказал, что государство повернулось к нему лицом. Ничего, ни одной даже популистской меры, которая бы сделала жизнь людей хоть чуточку мягче, чтобы хоть чуточку заботливее государство относилось к своим гражданам. Этого не произошло. Вместо этого – дерибан, игра на валютном рынке, передел новых экономических влияний. И это все на глазах у людей, которые вышли с этим бороться. Сегодня де-факто люди, которые стоят у власти, думают, что они чем-то защищены, у них есть иммунитет и эта волна их больше не коснется, она проявляется только раз в 10 лет. Я думаю, что сейчас недовольство людей будет проявляться гораздо быстрее, народ уже более организован и, к сожалению, вооружен.