"Святых нет, и я не исключение". Бизнесмен Фирманюк рассказал о системе коррупции на таможне

"Святых нет, и я не исключение". Бизнесмен Фирманюк рассказал о системе коррупции на таможне Орест Фирманюк: Мы работаем так, чтобы завтра у нас дома не было обысков
Фото: unn.com.ua

В Украине действует система взяток, откатов и оптимизации, в которой бизнесмен или соглашается работать, или выбывает из игры, заявил бизнесмен Орест Фирманюк. По его словам, больше всего коррупции на таможне было при президенте Петре Порошенко.

Бизнесмен Орест Фирманюк, которого глава Государственной таможенной службы Украины Максим Нефьодов в августе этого года в комментарии проекту "Наші гроші" назвал одним из "главных контрабандистов" Украины, заявил в интервью УНН, что "не святоша", но слышать свою фамилию в списке "ключевых контрабандистов" ему странно.

"Если скажу, что я – святоша, это точно будет неправда. Святых нет, и я не исключение. Мы не идеальны, но у нас есть красные линии, за которые не переступаем. Мы работаем так, чтобы завтра у нас дома не было обысков. И, кстати, за время работы у нас их не было ни разу. Хотя наш офис рядом с СБУ", – подчеркнул бизнесмен.

Он рассказал, что с 90-х годов прошел на рынке логистики все реалии украинской бюрократии и коррупции.

"Все просто. Есть система, в которой ты или соглашаешься работать на тех условиях, которые есть, а это взятки, откаты, оптимизация... или ты выбываешь из бизнеса. У меня было разное. Но не потому, что я этого хотел, а потому, что это правила игры", – говорит он.

Фирманюк заявил, что больше всего коррупции на таможне было во времена президента Петра Порошенко.

"При [президенте Викторе] Ющенко коррупции на таможне было меньше – это факт. При [Викторе] Януковиче она расцвела, а при Порошенко созрела и дала плоды. Наибольшее ущемление бизнеса на таможне было именно при нем", – заявил бизнесмен.

Платить взятки были вынуждены даже фирмы, приближенные к Порошенко, подчеркнул он.

"Об этих временах можно написать книгу, но масштабы коррупции и количество схем были такие, что заставили Порошенко вообще открыть теневую структуру по ее контролю. К примеру, известный офис контрабанды, которым управлял его партнер [экс-нардеп от БПП Александр] Грановский совместно с департаментом "К" СБУ Павла Демчины. Последний выполнял роль Цербера, которого спускали на несогласных работать по их схемам", – утверждает Фирманюк.

Он сообщил, что был в списке "приглашенных" сотрудничать с "офисом контрабанды" Грановского, но отказался – и не из-за принципа.

"Это решение далось нелегко, ведь в то время в компании работали 200 сотрудников. У нас было четыре офиса в Германии, Италии, Китае и Турции. 7000 клиентов, которых мы собирали 10 лет. Но представители Александра Грановского, которые, кстати, неплохо себя чувствуют и при нынешней власти, нам поставили условие: или мы их берем полноценными партнерами в бизнес, знакомим с клиентами, представляем коллективу как членов команды – тогда сможем работать дальше, или больше заниматься бизнесом не будем. Тогда наша команда решила, что с такими людьми, если их считать людьми, работать невозможно, и мы закрыли компанию и уволили 90% работников. Вышли из игры. За год начали с "чистого листа", но старались заниматься сугубо логистикой и на милю не подходить к таможне", – рассказал Фирманюк.

Но на этом давление не прекратилось, отметил он.

"Команда Грановского больше не хотела нас "отжать", а просто "кошмарили". Грузы, которые мы возили, все на 100% осматривали, при осмотре портили, задерживали их на недели, постоянно требовали подтверждения стоимости. И все в рамках закона, действующий Таможенный кодекс – отличный инструмент для этого. Трактуй как хочешь", – рассказал Фирманюк.

Во времена Порошенко была не контрабанда, а глобальная оптимизация уплаты налогов, подытожил Фирманюк.

"Грабеж страны из-за неуплаты налогов – главное преступление его команды. И делалось это откровенно принудительно. Бизнес буквально заставляли нарушать закон и платить в бюджет не 10 тысяч с фуры, а платить три, при этом еще три давать взятками команде Грановского на таможне", – рассказал он.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать