Представители управления спецрасследований ГПУ сделали все от них зависящее, чтобы четыре бывших сотрудника харьковского батальона специального назначения "Беркут" Александр Костюк, Владислав Мастега, Артем Войлоков и Виталий Гончаренко, фигурирующие в уголовном производстве о расстрелах протестующих на Майдане, оставались под стражей. Такое мнение изданию "ГОРДОН" выразил сокоординатор благотворительного фонда "Восток SOS", журналист Константин Реуцкий, комментируя информацию о том, что экс-беркутовцы сбежали в Россию.
"Я видел, как управление спецрасследований ГПУ вело это дело и прилагало все необходимые усилия. Они действительно бились до конца, чтобы главные фигуранты этого дела оставались под стражей. Но Апелляционный суд посчитал иначе и изменил им меру пресечения. При этом не было наложено никаких санкций, в том числе запрета на выезд из страны. Результат этого мы видим", – отметил Реуцкий.
Он не исключает, что суд, который рассматривал дело экс-беркутовцев, могли подкупить.
"Сейчас можно только предполагать, что Апелляционный суд, возможно, был в сговоре с фигурантами этого дела или с кем-то еще. Подозреваемым это позволило уйти от ответственности. Также можно допустить, что все происходящее направлено на подрыв доверия к нынешней украинской власти. Однако я не сторонник теории заговора, поэтому думаю, что все решается гораздо проще. Не исключено, что для вынесения нужного решения суду давали взятки. Думаю, защиту экс-беркутовцев, фигурирующих в деле Майдана, финансирует Россия. Это мое предположение, которому явно не обрадуется Рыбин (адвокат сбежавших в РФ экс-беркутовцев Валентин Рыбин. – "ГОРДОН")", – подчеркнул волонтер.
Он акцентировал внимание на том, что Костюк и еще один экс-беркутовец Владимир Рияко (по данным издания "Тексты", он тоже сбежал в Россию), которые на блокпосту в Харьковской области совершили нападение на него и журналистку "Громадського" Анастасию Станко, практически не имеют отношения к событиям на Майдане.
"Костюк и Рияко серьезно не замешаны в делах Майдана. Они, по сути, проходят по делу о нападении на меня и Станко в январе 2015 года. Мне кажется, у того же Костюка были все шансы получить минимальное наказание, ведь даже в том нападении он не принимал участия и не сделал ничего такого, чтобы бежать из страны. Что его вынудило пойти на этот шаг, мне не понятно. Похоже, что сам по себе Костюк – довольно простой, недалекий человек. То есть его могли просто втянуть в этот процесс для количества. Вообще украинцы должны быть в курсе этого процесса и требовать справедливости. А мы махнули рукой, спускаем это дело на тормозах и сейчас наблюдаем результаты занятой нами позиции", – резюмировал Реуцкий.
14 апреля бывшие сотрудники харьковского батальона милиции специального назначения "Беркут" Александр Костюк, Владислав Мастега, Артем Войлоков и Виталий Гончаренко обнародовали видеообращение, в котором заявили, что находиться на территории Украины им опасно. По информации источника издания "ГОРДОН", видео было записано на территории России. Официального подтверждения этому в Генпрокуратуре не получали.
Гончаренко вместе с еще тремя экс-бойцами "Беркута" задержали в июне 2016 года в Харькове. Все четверо на момент задержания работали в полиции. Гончаренко, в частности, обвиняют в убийстве трех майдановцев 18 февраля 2014 года в Крепостном переулке Киева.
4 февраля 2017 года Печерский суд Киева изменил меру пресечения Гончаренко с содержания под стражей на домашний арест. 10 марта суд изменил свое решение и вернул полицейского под арест, но 6 апреля Апелляционный суд Киева освободил его.
В России допустили предоставление гражданства бежавшим из Украины экс-беркутовцам.