Из-за дефицита рабочей силы предприятия горно-металлургического комплекса (ГМК) вынуждены тратить больше времени на проведение ремонта и запуска оборудования, что приводит к снижению объемов производства. Поскольку на предприятиях мобилизована значительная часть персонала, эффективность их работы несет серьезные потери, отметил Каленков.
"Возможности выпуска продукции крупных предприятий не прямо пропорциональны объему мобилизации персонала. Если, например, у нас мобилизовали 10% персонала, это не значит, что мы уменьшим производство на 10%. Сейчас на наших предприятиях мобилизовано 15–20% сотрудников. Следовательно, бизнес не просто сталкивается с риском снижения производства на 15–20%, а может полностью остановиться из-за дефицита работников", – объяснил он.
Кроме того, предприятия ГМК вынуждены соперничать с теневой экономикой, ведь они работают в условиях прозрачного кадрового учета и официальных заработных плат. Однако процесс мобилизации, по мнению Каленкова, создает сложности, поскольку представители территориальных центров комплектования могут просто выдавать сотни или даже тысячи повесток на проходной завода.
"Мы хотим, но не успеваем забронировать людей, которых только что приняли на работу. Процесс оформления документов для бронирования может длиться несколько месяцев. Пока готовятся документы на бронирование, этих людей могут мобилизовать! Кроме того, на предприятиях часто мобилизуют квалифицированный персонал, подготовка замены которому длится несколько лет", – отметил он.
Каленков также подчеркнул важность приведения процесса бронирования в порядок: "белый" бизнес заинтересован в том, чтобы в сфере бронирования навели порядок, ведь любое злоупотребление бьет не по "серым" компаниям, а по легальному сектору экономики.
По словам эксперта, текущая ситуация с аудитом реализуется неправильно и вредит экономике. В частности, одной из проблем является то, что остановлено не только выдачу статуса "критического" новым предприятиям, но и продолжение бронирования для работников предприятий, которые уже имеют этот статус. Каленков отметил, что металлургические предприятия получали этот статус через Министерство экономики, а не через областные военные администрации, где обнаружили основные злоупотребления.
Он также выразил убеждение, что нужно срочно принять решение на уровне правительства, чтобы Минэкономики и другие государственные органы продолжили статус критичности для предприятий, которые уже получили этот статус и имели утвержденные списки на бронирование сотрудников.
Кроме того, Каленков предложил ввести автоматическое бронирование на три месяца для новых работников и увеличить квоту на бронирование до 85% для предприятий отрасли, в том числе для тех, которые расположены на прифронтовых территориях (зона 100 км от линии фронта).