По словам Арахамии, целью первой фазы переговоров в Беларуси для украинской делегации было сделать так, чтобы РФ признала, "что с нами можно говорить". Такую задачу поставил президент Украины Владимир Зеленский.
"Россияне продвигали месседж, что власть Зеленского "нелегитимна"... И после, кажется, второй сессии [переговоров президент страны-агрессора РФ Владимир] Путин вышел на телевидение и сказал, что "мы признаем власть Зеленского как легитимную и будем с ней вести переговоры". То есть эта фаза была успешной. Это была первая цель", – объяснил нардеп.
Второй целью было затягивать время, чтобы выиграть время для Вооруженных сил Украины.
"То есть мы фактически были такой дымовой завесой ВСУ. Мы с ними (россиянами) вступали в долгие дискуссии, когда-то тянули время, когда-то, наоборот, сокращали, давали им какое-то ощущение, что они побеждают в переговорах", – рассказал Арахамия.
По его словам, на словах Россия "была готова на многое". Однако на самом деле у каждой стороны была "своя игра", которая напрямую зависела от ситуации на фронте.
Арахамия также отметил, что для россиян было очень важно склонить Украину к нейтральному статусу, то есть заставить не вступать в НАТО.
"Они действительно почти до последнего надеялись, что они нас дожмут до подписания такого соглашения, чтобы мы взяли нейтралитет. Они готовы были закончить войну, если мы возьмем – как Финляндия когда-то – нейтралитет и дадим обязательство, что не будем вступать в НАТО", – подчеркнул нардеп.
Он уточнил, что это был ключевой пункт для российской стороны, а все остальные требования были "косметическими и политическими", вроде "денацификации, [защиты] русскоязычного населения".
На вопрос, почему Украина не согласилась на это требование, Арахамия напомнил, что нужно было бы изменять Конституцию, поскольку там четко прописаны намерения вступления в НАТО. Другая причина – в Киеве не было доверия российским оккупантам, что они действительно выведут войска.
"Это можно было сделать, только если есть гарантии безопасности. Мы же не могли что-то подписать, отойти, все бы там выдохнули, а потом бы они зашли более подготовленные. Потому что они зашли действительно неподготовлеными к такому сопротивлению. Поэтому мы могли только работать, когда есть стопроцентная уверенность, что это не повторится во второй раз. А такой уверенности нет", – отметил нардеп.
Арахамия вспомнил, что по возвращении украинской делегации из Стамбула в Киев прибыл премьер Великобритании Борис Джонсон. Он призвал вообще ничего не подписывать с россиянами, а просто воевать.
Политик добавил, что в любом случае у украинской делегации не было юридического права подписывать какие-то документы во время переговоров. Это "теоретически" могло произойти во время встречи Зеленского и Путина. После этого такой гипотетический документ должен ратифицировать украинский парламент.