По свидетельству журналиста NV Сергея Окунева, который приехал в село Гроза сразу после ракетного удара 5 октября, местные жители уже тогда в разговорах упоминали бывших соседей, которые сбежали в Россию, как палачей и коллаборационистов.
В частности, Лариса Шевченко (фамилия женщины изменена из соображений безопасности и известна редакции NV) заявила, что семья Мамон сразу после прихода оккупантов согласилась сотрудничать с россиянами и имеет отношение к ряду преступлений и злодеяний.
Среди них Шевченко назвала обыски в своем доме, угрозы расстрелом ее мужу, а также похищение и отправку в пыточную сына женщины. По подсчетам Окунева, пережившая оккупацию жительница села 20 раз во время 11-минутного разговора назвала Мамонов "фашистами".
Кроме братьев Дмитрия и Владимира, которые, по данным СБУ, стали корректировщиками российского удара "Искандером", Шевченко упомянула Сергея Мамона, их отца, и еще одного его сына – Александра. По ее словам, вся семья была коллаборационистами. СБУ по состоянию на сейчас не упоминает Сергея и Александра Мамонов как подозреваемых.
"Еще до войны отец [Сергей Мамон] работал с моим мужем. Я потом ему как-то говорю: "Тебе не стыдно? Ты же вместе с мужем моим работал". А он говорит: "Ну и что!" Это звери", – вспоминает Шевченко.
В СБУ 11 октября заявили, что наводчиками стали двое местных жителей – 30-летний Владимир Мамон и его младший брат 23-летний Дмитрий Мамон, которые во время оккупации региона перешли на сторону россиян. Они подозреваются в госизмене, а Владимиру Мамону вменяется также пособничество в совершении нарушений законов и обычаев войны, соединенных с умышленным убийством, совершенное по предварительному сговору группой лиц.
За предательство во время оккупации подозреваемые получили "должности" в рядах оккупационного "управления внутренних дел военно-гражданской администрации Харьковской области". Там одного из них назначили "водителем конвойной группы", другого – "инспектором дорожно-патрульной службы". Накануне деоккупации Харьковской области братья переехали в РФ и сформировали собственную сеть информаторов на подконтрольной Украине территории.
По данным СБУ, с начала октября этого года оба брата начали собирать информацию о запланированном перезахоронении погибшего украинского защитника в селе Гроза. При этом они понимали, что в результате российского удара обязательно погибнут мирные жители – их знакомые и односельчане, в том числе и информаторы.