Потери российских оккупантов
1 177 370

ЛИЧНЫЙ СОСТАВ

11 396

ТАНКИ

430

САМОЛЕТЫ

347

ВЕРТОЛЕТЫ

"У мяса не должно быть своего мнения". Что говорят мобилизованные россияне о целях войны и отношении к власти

"У мяса не должно быть своего мнения". Что говорят мобилизованные россияне о целях войны и отношении к власти Российские мобилизованные описывают свое состояние как "тоску", "неопределенность", "безысходность"
Фото: depositphotos.com (иллюстративное)

Через три года после массовой мобилизации в стране-агрессоре России люди, которых отправили на войну против Украины, говорят об истощении, разочаровании в идеях "великой победы", проблемах в семьях и доверии к самым резким конспирологическим объяснениям происходящего. Об этом 24 сентября рассказало российское издание "Верстка".

По данным расследований и баз открытых источников, на войну мобилизовали более 0,5 млн человек. Среди них – фермеры, водители маршруток, учителя, спасатели, работники МЧС и бывшие милиционеры – люди, которые сначала рассчитывали отслужить несколько месяцев, а оказались в долгом, изнурительном конфликте, говорится в статье.

Смертность среди мобилизованных высокая, но официальной общей статистики нет, хотя журналисты и волонтеры подтверждали тысячи погибших по данным из открытых источников, пишут журналисты.

Авторы статьи получили доступ к закрытым чатам мобилизованных, которые до сих пор остаются на фронте, а также поговорили с несколькими военными и процитировали их посты о том, как они сейчас живут и что думают о войне и России.

"Когда повестки прислали, нам говорили, что будем полгода склады на границе охранять. А мы, дебилы, поверили. Сами виноваты, жестокий урок, – говорит "Верстке" один из мобилизованных, в гражданской жизни – пенсионер МВД. – Теперь я просто хочу живым домой вернуться. Я не патриот и не рвусь захватить Украину. Патриотов мало. И все хотят домой", – отвечает он на вопрос о настроениях мобилизованных после трех лет на войне.

Мобилизованные описывают свое состояние как "тоску", "неопределенность", "безысходность".

"Настрой – за...бался, – говорит другой военный. – Нам, кстати, ничего не говорили про склады. Сразу – воевать. Это ежу было понятно. Там фронт обвалился, поэтому и призвали дыры закрыть. Я все прекрасно понимал, но бегать было стремно. Я просто не ожидал, что гражданских призовут на войну".

Чаты солдат полны горьких шуток и отчаяния: "Тут – как в игре "рулетка" – проигравший точно будет".

"Я высушен и морально, и физически. Сил, эмоций и надежд уже нет. Веры в то, что доживу до конца войны, тоже нет", – рассказал военный РФ.

Много рассказов о тяжелых ранениях товарищей, о невозможности своевременной эвакуации раненых и об антисанитарных условиях.

Распространены также теории заговора: часть бойцов считает, что кому-то "нужно уничтожить как можно больше мужчин", что государство будто бы "обнуляет" население, или обвиняют в своих бедах мигрантов.

"Государство боится, что много бойцов вернется и начнутся вопросы. А они, бл...дь, по-любому вернутся", – раздражается другой собеседник.

Многие мобилизованные чувствуют, что их используют как расходный материал, а не ценят как людей.

"Наверху плевать. Просто мы уже смирились, что за людей нас не считают, у мяса не должно быть своего мнения", – говорит "Верстке" бывший сотрудник МВД. Он рассказал, как его в 2022 году отправили в батальон пехотинцев, "наполовину состоявший из подписавших контракт уголовников". Те пили и пророчили, что бывший полицейский долго не проживет.

Мобилизованные жалуются на разрушение семей: браки распадаются, дети растут без отцов, матери впадают в отчаяние. Те, кто остался "мирными" гражданами, кажутся военным равнодушными – солдаты испытывают отчуждение и обиду.

"Каждый день бегут люди. Ориентировок очень много каждый день. Настроения такие, что их мало кто осуждает. И мне кажется, что основная причина – семейные проблемы. Люди реально понимают, что вся жизнь проходит мимо, семьи распадаются, дети не видят отцов", – поделился военный РФ.

Экономические мотивы также вспоминают: когда-то привлекательная зарплата за фронтовую службу уже не компенсирует потери и риски – цены растут, а те, кто остался дома, имеют больше возможностей зарабатывать.

У мобилизованных нет единой позиции относительно цели операции. Кто-то считает, что нужно достичь определенной линии фронта и остановиться, другие – что нужно "доходить до Днепра", еще кто-то поддерживает заявленные в начале цели ("ЛДНР", Запорожье, Херсон). Многие откровенно говорят, что не понимают, зачем они здесь.

Часто встречаются рассказы о попытках сбежать с фронта в "Сочи" и другие места, где те, кто избегает службы, прячутся месяцами. Однако они подчеркивают, что жизнь в "убежищах" тоже неопределенная и рискованная: некоторые попадают под уголовную или административную ответственность, кому-то дают условные сроки.

Контекст

Президент Украины Владимир Зеленский заявлял о том, что потери российских военнослужащих в три раза превышают потери сил обороны Украины.

По данным Генштаба ВСУ по состоянию на 25 сентября, в течение полномасштабной войны РФ потеряла 1 105 490 человек убитыми и ранеными.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать