О количестве компаний издание заявило со ссылкой на данные источников на рынке ЧВК. В правоохранительных органах эту информацию журналистам не подтвердили, сказав, что их число преувеличено.
"Как только появляются незаконные военизированные формирования, как в случае с [бывшим народным депутатом Семеном] Семенченко, они попадают в поле зрения спецслужб. Мы говорим о подготовке "спецов" для участия в боевых операциях, торговле оружием и т.д. Это все незаконно. Тогда как охранные фирмы, называющие себя ЧВК, даже не могут использовать оружие, помимо гладкоствольного. Они несколько преувеличивают свой вес", – отметил правоохранитель.
По его словам, в силовых ведомствах не выступают против легализации ЧВК как бизнеса.
"В любом случае, силовые органы не хотят потерять, грубо говоря, монополию на насилие. Для нашей страны это может иметь крайне негативные последствия", – сказал источник.
В расследовании "РБК-Украина" отмечено, что легко найти информацию о нескольких ЧВК. Среди них – "Омега" (Omega Consulting Group) и UPMC (Ukraine private military company).
В Украине давно действуют частные военные компании, об этом 25 января заявил бывший заместитель начальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко. Они проводят стрелковую подготовку из легальных видов оружия.
"Более широкая форма деятельности, то же участие в военных операциях, согласно Уголовному кодексу, запрещена. Это квалифицируется как наемничество", – сказал он.
Наиболее известной ЧВК на постсоветском пространстве является российская "Вагнер", которую основал уроженец Украины Дмитрий Уткин. По данным российских СМИ, в 2014–2015 годах компания участвовала в боях на Донбассе на стороне сепаратистов, в частности в сражениях за Дебальцево. Осенью 2015 года, как писала "Фонтанка", ЧВК "Вагнер" сменила украинское направление на сирийское. Позже СМИ писали, что вагнеровцы принимали участие в военных конфликтах в Ливии и Центральноафриканской Республике.