"Нам всем объясняют, что это нормально – плакать. Нормально иногда кричать. Нормально – когда тебе кажется, что все уже, ничего не взлетает. Нормально – я не знаю – унывать. Нормально – горевать. Нормально – после похорон, погребения кого-то дать себе возможность отгоревать", – сказала она.
Волонтер поделилась собственным опытом преодоления психологических проблем военного времени.
"Меня учили дышать после того, как я схватила в 2016 году ПТСР. Учили правильно дышать, учили себя стабилизировать. И я вам хочу сказать такое наблюдение: что люди, прошедшие волонтерами или военными с 2014 года, – они сейчас, ну, еще более-менее в нормальном состоянии. Но я же говорю: мы знаем, куда ходить. А многие не знают. И поэтому я постоянно призываю, что не трогайте друг друга, потому что вы не знаете, в какой стадии находится человек", – подчеркнула Яровая.
По ее словам, "ПТСР проявляется совершенно по-разному".
"Человек может спать или человек может быть сверхактивным, человек может кричать, а может плакать. И когда он в таком состоянии, его не надо, там, хватать за плечи. Сначала спросите: "Могу я к тебе подойти? Могу ли я тебе что-то сказать?" [...] Вот представьте, что вы видите человека, стоящего в торнадо. И вы ему пытаетесь что-то кричать, чтобы он что-то сделал. Ну, в лучшем случае он вас не услышит, а в худшем случае вас затянет в то же торнадо", – объяснила Яровая.