Если бы в Украине официально признали войну на Донбассе, то любой приказ о запрете ответного огня для Вооруженных сил со стороны руководства государства приравнивался бы к измене родине. Об этом в комментарии изданию "ГОРДОН" сказал бывший офицер оперативного управления Генштаба ВСУ, полковник запаса Олег Жданов.
"Военнослужащие выполняют приказ, и они не могут выбирать: хочу – не хочу. Если будет приказ не стрелять, они открывать огонь не станут. С другой стороны, мы уже неоднократно это проходили – у нас был ряд перемирий. Это убийственная практика за пределами логики. Эта инициатива невыполнима – она за гранью здравого смысла. Прекратить огонь можно двумя способами. Первый вариант – это жесткий ответ. Тот же Израиль на одну выпущенную ракету отвечает авиацией, которая разносит противника вдребезги. Второй вариант – политический. Это переговорный процесс со стороной конфликта в присутствии третьей независимой стороны. Например, войска ООН практикуют разделение противоборствующих сторон. Но для этого нужно признать факт войны", – подчеркнул Жданов.
Он отметил, что применение ВСУ без официального признания войны противоречит Конституции Украины.
"Проблема в том, что у нас вообще не определен юридический статус событий на востоке страны. То есть юридически это не война, а мирное время. И по сути, мы применяем Вооруженные силы в нарушение Конституции. А значит, любой солдат, стреляющий из своего штатного оружия, является военным преступником. Если бы в Украине официально признали войну, то приказ о запрете ответного огня для ВСУ приравнивался бы к измене родине. Согласно уставу, солдат обязан защищать суверенитет и государственную целостность страны любым способом. Это же гласит и Конституция. Коллизию создал [экс-президент Украины Петр] Порошенко. Конституция обязывает президента принять все меры для сохранения суверенитета и территориальной целостности Украины. А закон об обороне ставит главу государства перед уголовной ответственностью за невыполнения норм Конституции", – резюмировал Жданов.
В 2014 году, сразу после аннексии Крыма, на востоке Украины Россия начала вооруженную агрессию. Боевые действия ведутся между Вооруженными силами Украины с одной стороны и российской армией и поддерживаемыми Россией боевиками, которые контролируют часть Донецкой и Луганской областей, с другой. Официально РФ не признает своего вторжения в Украину, несмотря на предъявляемые Украиной факты и доказательства.
Представитель Украины в трехсторонней контактной группе по урегулированию конфликта на Донбассе Леонид Кучма заявил по итогам заседания 5 июня 2019 года, что группа должна до 19 июня разработать предложения по обеспечению установления перемирия в зоне конфликта, в которых будет прописан запрет на ведение ответного огня.
"Потому что потом у нас же не находилось виноватых. Одни туда показывали, другие – в противоположную сторону, что те начали, а мы – в ответ… Там вплоть до того, что не стрелять в ответ, должно быть записано обязательно, чтобы все гражданские объекты, школы, садики, жилье ни в коем случае не подвергались таким обстрелам", – добавил украинский представитель.
6 июня на брифинге Кучма уточнил, что под фразой о необходимости прописать в новом соглашении о прекращении огня на Донбассе "не стрелять в ответ" имел в виду не открывать огонь в ответ на обстрелы, которые боевики ведут из жилых кварталов или других мест, где могут пострадать мирные жители.