Россия может существенно ухудшить социальную ситуацию в Мариуполе, ограничив судоходство для украинских судов в Азовском море. Об этом изданию "ГОРДОН" сказал бывший офицер оперативного управления Генштаба ВСУ, полковник запаса Олег Жданов, комментируя заявление президента Украины Петра Порошенко о существующей угрозе атаки РФ на порт в Мариуполе.
"На самом деле российскую группировку в Азовском море дополнили только корабли береговой охраны. Корветы с крылатыми ракетами "Калибр" ушли в Средиземное море. Скорее всего, Порошенко готовит запасной вариант: у нас война, вводим военное положение – выборов нет. Отсюда и такие речи. А Россия на сегодня ни политически, ни в военном плане не готова наступать на Украину под триколором. Легенда о "зеленых человечках" уже не прокатит. Весь мир знает, откуда они. Более того, зачем Москве затевать войну, если Мариуполь может "восстать" сам? Достаточно прекратить морское судоходство. Этим РФ как раз усиленно и занимается. Встанет порт – то же самое ждет и металлургический комбинат. Если люди останутся без работы, в городе произойдет социальный взрыв. И кто возглавит этот бунт – будет на белом коне. А настроения там не самые проукраинские", – отметил Жданов.
Он подчеркнул, что украинское государство не отстаивает свои интересы в Азовском море должным образом.
"Азовское море, судя по всему, уходит в комплекте с Крымом. Наше государство упорно молчит. Где ноты протеста и официальные заявления о нарушении Россией международного морского права? Где судебные иски и обращения в ООН? Вплоть до требования военных конвоев для сопровождения наших грузов. И если наше государство молчит, значит, где-то наверху есть договоренность. Если так будет продолжаться, РФ введет пошлину за проход кораблей через Керченский пролив. А что касается войны, то на Донбассе активные боевые действия вряд ли продолжатся. Хотя обстрелы противник ведет довольно грамотно. Когда не надо – они молчат. Приезжает на линию соприкосновения наш гарант – там полное перемирие сразу. Казалось бы, должно быть наоборот. Война, скорее всего, будет на Ближнем Востоке", – резюмировал Жданов.
18 мая Россия ограничила судоходство для украинских судов в Азовском море из-за проведения боевых стрельб. Ограничения коснулись той части моря, которая расположена ближе к Запорожской и Донецкой областям Украины. Запрет действовал по 23 мая. Секретарь СНБО Александр Турчинов заявил, что в Азовском море возможны провокации из-за усиления десантных возможностей России.
9 июля вице-спикер Верховной Рады Оксана Сыроид заявила, что российские спецслужбы задержали в Азовском море семь торговых судов, еще четыре судна – несколькими днями ранее. Спикер Государственной пограничной службы Украины Олег Слободян сообщил, что Россия 8–9 июля не задерживала никаких судов в Азовском море, а законным образом останавливала их для досмотра. "В этой ситуации мы заложники соглашения о сотрудничестве между Украиной и Россией в Азовском море и в Керченском проливе, которое было подписано еще в начале 2004 года", – сказал Слободян.
Договор 2003 года, вступивший в силу в апреле 2004 года, предусматривает, что Азовское море, которое является внутренними водами Украины и РФ, разграничивается линией государственной границы в соответствии с соглашением между сторонами. Согласно документу, торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом РФ или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства. Соглашение о разграничении моря линией госграницы так и не было подписано.
С конца апреля 2018 года российские пограничники задерживали украинские суда в Азовском море почти 100 раз, заявил 11 июля министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.