Из-за конфликта Саудовской Аравии и Ирана шансы на мирное урегулирование в Сирии намного упали – такое мнение в комментарии изданию "ГОРДОН" выразил директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.
"В сирийской войне, кроме внутренних игроков, есть и внешние, роль которых не менее важна. Чтобы ее остановить, нужно, чтобы все стороны этого захотели, пришли к общему пониманию. Но после того, как разорваны дипломатические отношения между ключевыми странами, вряд ли они будут готовы сейчас садиться за стол переговоров и говорить о мирном урегулировании конфликта, война затянется", – заявил эксперт.
По его словам, причины конфликта Саудовской Аравии и Ирана – это не столько религиозные разногласия суннитов и шиитов, сколько борьба государств за ведущую роль на Ближнем Востоке.
"С 1979 года роль Ирана (в стране большинство составляют шииты. – "ГОРДОН") изменилась. Шиитские группы, которые были в меньшинствена Ближнем Востоке, начали чувствовать иранскую поддержку и стали активно заявлять о своих правах. Сунниты, доминирующие в ближневосточном регионе, воспринимают это как попытки разрушить устоявшийся режим", – рассказал Семиволос.
"Казненный в Саудовской Аравии проповедник Нимр аль-Нимр – известная личность, он обучался в Иране и критиковал политику королевства за маргинализацию шиитов в Саудовской Аравии. По данным обвиняющей его стороны, он призывал к отделению тех регионов королевства, в которых живут шииты. Он создавал проблемы. Его обвинили в терроризме. Для Саудовской Аравии шиитская угроза как угроза сепаратизма довольно ощутима. И это касается и других стран Персидского залива, в которых есть большие шиитские общины. Конфликт Саудовской Аравии и Ирана –это, с одной стороны, борьба за доминирование в регионе, а с другой – противостояние угрозам, которые несут шиитские меньшинства, радикализиванные Тегераном", – добавил он.
По мнению Семиволоса, Ирану не выгодно идти на обострение конфликта с Саудовской Аравией.
"Конфликт – как шахматная партия, каждая сторона делает ходы. Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения, Иран делает это автоматически, и теперь ход Ирана. Мне кажется, что ему сейчас абсолютно не выгодно идти на эскалацию конфликта и он будет демонстрировать умеренную позицию. В разнообразных проповедях и на форумах прозвучит много плохих слов в адрес саудовской династии, ваххабитов. Но в официальных решениях иранцы, скорее всего, будут более умеренными", – считает он.
Эксперт предполагает, что противостояние Саудовской Аравии и Ирана не вызовет серьезного и долгосрочного подорожания нефти.
"Частично этот конфликт может привести к небольшому увеличению цены на нефть, но скорее всего, кратковременному. Для цен на нефть важнее то, что происходит на китайской бирже. Никаких трендов, которые бы говорили о возможности долговременного возрастания стоимости нефти, нет", – убежден он.
Семиволос считает, что на фоне иранской угрозы может начаться открытый диалог между Саудовской Аравией, Израилем и Турцией.
"На фоне иранской угрозы интересен скрытый пока диалог между Израилем, Турцией и Саудовской Аравией. Например, министр иностранных дел Израиля дал интервью саудовской газете – это говорит о понимании этими странами того, что Иран несет хаос, чтобы стать ключевым игроком в преодолении его последствий. Все это дает поводы для размышлений о будущем альянсе на Ближнем Востоке. Нынешний кризис может серьезно подтолкнуть к началу прямого диалога с Израилем", – сказал он.
"Израиль окружают сунниты, поэтому он боролся в основном против них. Чтобы сбалансировать силы в регионе, он создавал альянс с шиитами. Спецслужбы Израиля активно работали с неарабскими меньшинствами на Ближем Востоке, в том числе, с группами шиитов. Сегодня обратная ситуация: израильтяне стремятся создавать договоры с суннитами против шиитов. Мир изменился", – добавил эксперт.
По его мнению, несмотря на то, что террористы "Исламского государства" – сунниты, единоверцы не будут с ними церемониться.
"Исламское государство" – это тоже сунниты, но это паршивая овца в стаде, вряд ли другие сунниты будут к ним толерантны. Но в контексте шиитско-суннитского противостояния могут быть варианты, например, попытки кого-то "оторвать" от ИГИЛ, направить удары по шиитам, а не по суннитам. Учитывая, что Саудовская Аравия стоит во главе суннитской мусульманской коалиции, направленной против террористов ИГИЛ, с ними не будут церемониться. Проще будет уничтожить организацию "Исламское государство", восстановить контроль умеренных групп на этих территориях, но речь не идет об армии Башара Асада, а затем решить сирийский вопрос", – сказал Семиволос.
"Иранский вопрос тоже остается в повестке дня. Каким образом он решится, будет ясно потом, по итогам шиитско-суннитского противостояния, накал которого сейчас огромен", – заключил директор Центра ближневосточных исследований.
Исламская община раскололась на суннитов и шиитов еще в VII веке. Примерно 70% мусульман – сунниты, шиитов, по разным оценкам, от 10% до 20%. Суннизм в первую очередь является религией арабов, а шиизм – персов, хотя существует множество исключений.
Шииты составляют большинство населения в Иране, Бахрейне, Азербайджане и Ираке, в Саудовской Аравии шиитами являются 15% населения королевства.
2 января 2016 года Саудовская Аравия привела в исполнение смертные приговоры в отношении 47 человек, признанных виновными в терроризме. Среди казненных был проповедник аль-Нимр, которого арестовали по обвинению в подстрекательстве к массовым беспорядкам в саудовской провинции Аль-Катиф.
После казни начались массовые протесты в Иране, протестующие в Тегеране напали на посольство Саудовской Аравии, а верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил, что Саудовскую Аравию настигнет "божественное возмездие".
После этого Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с Ираном. Официальные власти Саудовской Аравии заявили, что Эр-Рияд не позволит Тегерану подрывать безопасность суннитского государства.
4 января Бахрейн заявил о разрыве дипломатических отношений с Ираном, а власти Объединенных Арабских Эмиратов приняли решение о сокращении иранского диппредставительства.