Российская акция "Бессмертный полк" – не просто PR, призванный сплотить население вокруг власти, а важный обряд "новой гражданской государственной религии". Такое мнение высказал российский социолог и политолог Игорь Эйдман в своем Facebook.
"По форме он грубо слизан с православного крестного хода. Внешнее сходство сложно не заметить. Только вместо икон с изображениями святых люди несут увеличенные фотографии "дедов". А это уже из культа предков в различных верованиях, которые христиане называют языческими. Таким образом шествие "Бессмертного полка" – христианский по форме и языческий по содержанию обряд. Так же, как и вся новая синкретическая гражданская религия", – написал он.
По мнению социолога, последнее такое шествие демонстрирует, что российское государство становится теократическим, а его глава превращается в некоего первосвященника государственной религии, далеко выходящей за рамки официального православия.
В эту гражданскую религию, по словам Эйдмана, входят культы: Победы, включающий языческий культ воевавших "дедов", возвращения "сакрального Крыма", национального лидера, патриотизма и другие.
"Недаром впереди вчерашнего "крестного хода" вместо священника с иконой шел Путин-сын с портретом Путина-отца, а на шествие, как написал один патриот, "снизошел святой дух Победы", – резюмировал Эйдман.
Акцию "Бессмертный полк" инициировали в
В 2015 и 2016 году в акции принимал участие президент РФ Владимир Путин с портретом своего отца.
Год назад 10 мая российский публицист Андрей Мальгин опубликовал фотографии, сделанные после окончания акции "Бессмертный полк". На них – сваленные в кучу портреты ветеранов Великой Отечественной войны.
В аннексированном Крыму российский прокурор Наталья Поклонская вышла на акцию с иконой царя Николая II.